N°87
16 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  16.05.2003
Защита поэзии
Ольга Седакова и Юрий Кублановский стали «солженицынскими» лауреатами

версия для печати
На церемонии вручения шестой премии Александра Солженицына самого писателя не было. Впервые за все годы существования премии. И это, конечно, очень печально. Хотя поэты-лауреаты Ольга Седакова и Юрий Кублановский, представлявшие награжденных члены жюри Никита Струве и Павел Басинский, другие выступающие сделали все, что могли, дабы придать собранию в Доме русского зарубежья высокий и радостный смысл.

Лейтмотивом всех тщательно подготовленных и обильно инкрустированных стихотворными цитатами речей явилась не столько похвала поэзии (формула Седаковой, упомянутая во вступительном слове члена жюри Натальи Солженицыной), сколько ее защита. Седакова и Кублановский предстали светлыми паладинами, хранителями священного огня и вещего слова в пору «глухоты паучьей». При этом времена минувшие, на которые пришлась самиздатско-подпольная молодость поэтов (для Кублановского обернувшаяся трудно пережитым изгнанием из Отечества), оказывались чуть ли не привлекательней дня сегодняшнего, когда книги Седаковой и Кублановского лежат на прилавках, а их авторы получают престижные литературные премии. Очевидная болезненная и искренняя несправедливость этой то скрыто, то прямо обозначавшейся мысли требует не темпераментных возражений, но серьезного продумывания. На всякий факт найдется контраргумент. Кто-то скажет, что совестно петь отходную стихам в присутствии таких ярких и свободных поэтов, как удостоенная премии Солженицына в 1999 году Инна Лиснянская и Олег Чухонцев, Александр Кушнер и Лев Лосев, Вера Павлова и Михаил Айзенберг, Олеся Николаева и Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров и Владимир Салимон, Елена Шварц и Максим Амелин (ряд -- в зависимости от вкусов припоминающего -- может всяко длиться, сворачиваться и варьироваться). Кто-то тут же ткнет оптимиста носом в скукожившиеся тиражи, нищенскую участь многих поэтов, наплыв версификаторского шарлатанства и общее отвыкание «деловитого» социума от звуков чудных. Им некогда шутить, обедать у Темиры иль спорить о стихах... -- так писал Пушкин в 1830 году, пристрастно противополагая современности, что торопится с расходом свесть приход, ушедший в небытие «золотой» осьмнадцатый век.

Произнося похвальное слово Кублановскому, Анатолий Найман напомнил, что поэт всегда в конфликте с современностью, но тут же принялся конкретизировать это горькое общее правило применительно к нашим -- по-особенному поэзии враждебным -- дням. Он же, говоря об этической и мировоззренческой основе поэзии Кублановского, тут же уточнил, что вообще-то поэт может быть каторжником, как Франсуа Вийон, и священником, как Джон Донн, лишь бы ощущали цельность и природность его слова. Такого рода логически неразрешимые противоречия, видимо, лежат в природе поэзии и подлинно страстного ее читательского переживания. Большая поэзия не от мира сего и потому-то сопряжена с земной болью, одиночеством, отчаянием и поиском их преодоления. Мы знаем, как чистая лирика, просветляя душу читателя, формирует его человеческое достоинство и гражданское чувство. (Случай Мандельштама -- самый наглядный; случай Пушкина -- самый мощный.) Именно поэтому поэзия всегда «в крепком подозрении», а прославление ее неотделимо от внутренней тревоги за судьбу вещего слова -- такого смешного и хрупкого, бесстыдного и бесполезного.

Поэты не были бы поэтами, признай они, что на дворе нынче «полный порядок». Зло нынешнее агрессивно и привлекательно, ибо коренится во зле вчерашнем -- о чем умно и точно говорила Ольга Седакова. Как в позднесоветскую эру человеку предлагалось не знать, в какой стране он живет, так нынче предлагается забыть о вине и раскаянии, без которых не может быть исцеления. Стихи Ольги Седаковой и Юрия Кублановского (как ни относись к их весьма несхожим творческим манерам) -- это поэзия, слово, влекущее в горнюю высь и неотрывное от нашей страшной истории. «Неуместность» этих поэтов и привела их к особой награде -- премии Александра Солженицына, писателя, всегда защищавшего жизнь, свободу и человека. А значит -- и поэзию.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.05.2003
Фестиваль «Черешневый лес» открылся парковым концертом
Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» проходит уже в третий раз. В этом году он имеет много общего с предыдущим -- Ингеборга Дапкунайте в роли конферансье все так же обворожительно улыбается и с милым акцентом призывает отключить мобильные телефоны. Публика непременно тает и про все на свете забывает -- в том числе про свои мобильники. Олег Янковский с главой устраивающей фестиваль компании «Боско ди Чильеджи» Михаилом Куснировичем в точности как год назад предлагают всем гостям плошечки с черешней из своих рук. От этого гости становятся похожи на ручных воробушков. Узнаваемые лица телеведущих и актеров не в сногсшибательном количестве, но есть. И ароматы чеховских не то дачников, не то орлов и куропаток так же ненавязчиво разлиты в окрестном воздухе, как год назад... >>
  • //  16.05.2003
Итоги конкурса организаторов фестиваля «Арх-Москва»
Перро для Франции, что Казаков для России. Достойнейшая артфамилия. У нас Казаковым подписаны творения двух архитекторов екатерининского времени (Матвей Казаков построил большинство дворянских особняков довоенной (1812 года) Москвы; Родион Казаков украсил район Таганки домом Баташевых и церковью Мартина Исповедника), а также сочинения известного писателя Юрия Казакова. У них Перро это два брата-академика эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века): сказочник, автор «Кота в сапогах» и архитектор, автор неоклассицистической Восточной колоннады Лувра. Для полной симметрии с русскими Казаковыми не хватало еще одного Перро -- архитектора. Доминик Перро отлично зеркальную композицию завершил... >>
  • //  16.05.2003
Ольга Седакова и Юрий Кублановский стали «солженицынскими» лауреатами
На церемонии вручения шестой премии Александра Солженицына самого писателя не было. Впервые за все годы существования премии. И это, конечно, очень печально. Хотя поэты-лауреаты Ольга Седакова и Юрий Кублановский, представлявшие награжденных члены жюри Никита Струве и Павел Басинский, другие выступающие сделали все, что могли, дабы придать собранию в Доме русского зарубежья высокий и радостный смысл... >>
  • //  16.05.2003
Обзор видео. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика