N°87
16 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  16.05.2003
Новое платье от Перро
Итоги конкурса организаторов фестиваля «Арх-Москва»

версия для печати
Перро для Франции, что Казаков для России. Достойнейшая артфамилия. У нас Казаковым подписаны творения двух архитекторов екатерининского времени (Матвей Казаков построил большинство дворянских особняков довоенной (1812 года) Москвы; Родион Казаков украсил район Таганки домом Баташевых и церковью Мартина Исповедника), а также сочинения известного писателя Юрия Казакова. У них Перро это два брата-академика эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века): сказочник, автор «Кота в сапогах» и архитектор, автор неоклассицистической Восточной колоннады Лувра. Для полной симметрии с русскими Казаковыми не хватало еще одного Перро -- архитектора. Доминик Перро отлично зеркальную композицию завершил.

Сегодня Доминик Перро входит в десятку лучших дизайнеров мира. Он прославился благодаря архитектуре Национальной библиотеки в Париже, тендер на строительство которой выиграл в 1989 году. Четыре прозрачные башни-книги из стекла соединены подземными залами. На площади перед ними -- сад. Это очень эффектная архитектура. И очень иллюзионистическая. Впору обратиться к незабвенному однофамильцу-сказочнику. Крибле-крабле-бумс. И вы в четвертом измерении. Как создается эта иллюзия? Доминик Перро поведал об этом на своем мастер-классе, что был организован уважаемым журналом Architectural Digest в рамках фестиваля «Арх-Москва».

С первых приветственных фраз господин Перро представился «архитектурным портным». Материал, из которого он шьет свои одежды, -- гибкая металлическая сетка. Эта сетка становится у Перро основным модулем архитектуры. Ею он накрывает гигантские пространства, объемы, и сетка работает как плащ. Она же превращается в волшебное покрывало фокусника, под которым утка вдруг обернется кроликом, вода -- огнем, а геометрический небоскреб -- живописным горным хребтом. Эта же сетка -- что зонтик Оле-Лукойе. Поверти его над головой, и можно управлять стихиями, движением ветра и светил.

Вот Перро показывает компьютерное слайд-шоу об устройстве пляжа на испанском острове Тенерифе. Солнце, море. Деревеньки прилепились к подножию гор. Вдруг, откуда ни возьмись, летит ковер-самолет, то есть гибкая сетка из нержавеющей стали. Летит себе, летит. И накрывает деревеньку, как платок -- шляпу фокусника. Больше нет деревеньки, вместо нее продолжение цепи гор. Такое новое платье от Перро «строит» пейзаж и управляет природой: сетка натягивается над пространством 300 тыс. кв.м -- солнце, дождь тебе уже нипочем.

Любимая сетка Доминика Перро позволяет глобально изменять городской ландшафт, ничего при этом не разрушая. Более того, его нержавеющие простыни -- это во многих случаях плащи-невидимки. Бликуют на солнце, отражаются в воде, темнеют вечером. С далекого расстояния еле заметны. К тому же их можно в любой момент снять (как, например, в погожие дни крышу спроектированного Перро мадридского стадиона). Перро ревностно следит за тем, чтобы образ построенной («сшитой») им архитектуры беспрестанно менялся. Истинный сказочник, Перро рассчитывает на сотворчество людей, их фантазию и изобретательность. Главное качество его проектов -- незавершенность. По собственным словам архитектора, здание теряет авторство уже в процессе строительства. Каждый видящий его становится соавтором. «Квинтом» собственно архитектуры мэтр считает восприятие, впечатление как таковое. Потому Перро любит большие проекты, над созданием которых трудится множество глаз, множество рук, армия архитекторов; но конца и края этим проектам не видно -- наподобие готических соборов, они так и останутся non-finito. Потому Перро не любит традиционное представление об архитектуре как о самодостаточной стилистической системе, со своими нормами и правилами. Потому на мой вопрос, к чему нам готовиться, когда обнародуют итоги конкурса на реконструкцию Мариинского театра и мы увидим проект его участника Доминика Перро, хитро улыбнувшись, архитектор-сказочник ответил: «Вы испытаете такой шок, что архитектура забияки Эрика Мосса покажется вам смиренной садово-парковой беседкой».

Итоги организаторов фестиваля «Арх-Москва»

Представленная «ЭКСПО-Парк» программа архитектурной ярмарки на этот раз была очень сильной. Не подвели ни концепция («Настоящее настоящее»), ни дизайн. Уровень представленных проектов тоже весьма высок. Главные премии жюри архитектурных критиков вручило московскому архитектурному бюро «ПРОЕКТ МЕГАНОМ» («лучшее здание»), архитектурному бюро «Савинкин/Кузьмин» («лучшая экспозиция»), архитектурной группе «ДНК» («лучший проект»), журналу «Проект-Классика» (экспозиция Музея мебели знаменитых дизайнеров мира), Юрию Пальмину и Сергею Леонтьеву («лучший некоммерческий проект»). Специальные премии получили проекты «Эстония строит», «Новая архитектура Берлина». Отдельный «спринтерский» кубок вручен кураторам -- Кириллу Ассу и Борису Бернаскони.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.05.2003
Фестиваль «Черешневый лес» открылся парковым концертом
Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» проходит уже в третий раз. В этом году он имеет много общего с предыдущим -- Ингеборга Дапкунайте в роли конферансье все так же обворожительно улыбается и с милым акцентом призывает отключить мобильные телефоны. Публика непременно тает и про все на свете забывает -- в том числе про свои мобильники. Олег Янковский с главой устраивающей фестиваль компании «Боско ди Чильеджи» Михаилом Куснировичем в точности как год назад предлагают всем гостям плошечки с черешней из своих рук. От этого гости становятся похожи на ручных воробушков. Узнаваемые лица телеведущих и актеров не в сногсшибательном количестве, но есть. И ароматы чеховских не то дачников, не то орлов и куропаток так же ненавязчиво разлиты в окрестном воздухе, как год назад... >>
  • //  16.05.2003
Итоги конкурса организаторов фестиваля «Арх-Москва»
Перро для Франции, что Казаков для России. Достойнейшая артфамилия. У нас Казаковым подписаны творения двух архитекторов екатерининского времени (Матвей Казаков построил большинство дворянских особняков довоенной (1812 года) Москвы; Родион Казаков украсил район Таганки домом Баташевых и церковью Мартина Исповедника), а также сочинения известного писателя Юрия Казакова. У них Перро это два брата-академика эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века): сказочник, автор «Кота в сапогах» и архитектор, автор неоклассицистической Восточной колоннады Лувра. Для полной симметрии с русскими Казаковыми не хватало еще одного Перро -- архитектора. Доминик Перро отлично зеркальную композицию завершил... >>
  • //  16.05.2003
Ольга Седакова и Юрий Кублановский стали «солженицынскими» лауреатами
На церемонии вручения шестой премии Александра Солженицына самого писателя не было. Впервые за все годы существования премии. И это, конечно, очень печально. Хотя поэты-лауреаты Ольга Седакова и Юрий Кублановский, представлявшие награжденных члены жюри Никита Струве и Павел Басинский, другие выступающие сделали все, что могли, дабы придать собранию в Доме русского зарубежья высокий и радостный смысл... >>
  • //  16.05.2003
Обзор видео. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика