N°77
29 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  29.04.2003
На дне
«Сестры Магдалины» в московском прокате

версия для печати
Рецензия на «Сестер Магдалины» не может обойтись без исторической справки. Свое название фильм заимствует у разветвленной сети приютов для юных грешниц, которой на протяжении десятилетий управляла ирландская католическая церковь. Приюты были закрыты в середине 70-х годов прошлого века, но, как заботливо уточняет пресс-релиз, последний из них функционировал до 1996 года. Приюты эти напоминали настоящие тюрьмы -- воспитанницы лишались всех естественных прав и свобод и должны были денно и нощно трудится, стирая грязное белье, а заодно очищая свои грешные души (доходы прачечных церковь с удовольствием присваивала). Провинности, за которые девушки могли стать жертвой католического произвола, были весьма разнообразными -- от внебрачного ребенка (которого церковь отбирала у матери) до кокетливого взгляда, брошенного на представителя противоположного пола.

Все эти свинцовые ужасы католицизма добросовестно документирует шотландец Петер Муллан в своем исключительно правильном и действенном кино. Ничего удивительного, что Ватикан поспешил назвать фильм Муллана «фальшивым» и отругать жюри Венецианского фестиваля, присудившее картине «Золотого льва» в сентябре прошлого года. Меж тем значение «Сестер Магдалины» не сводится к антиклерикальной пропаганде и культурному скандалу. Иначе вряд ли им удалось бы в Венеции опередить такие безусловные шедевры, как «Оазис» Ли Чан Дона, «Далеко от рая» Тодда Хейнза и «Куклы» Такеши Китано.

Пять лет назад Питер Муллан получил актерский приз Каннского фестиваля за роль в фильме Кена Лоуча «Меня зовут Джо» -- он сыграл бывшего алкоголика, который с переменным успехом борется с обстоятельствами и судьбой на пролетарской окраине Глазго. Кинематограф Муллана-режиссера -- оттуда же, с пролетарского дна угнетенных и обездоленных. Распознать его качество нам, получившим мощную прививку против социального пафоса, трудновато. Кажется, что кино о серых буднях, непосильном труде и социальной справедливости заведомо обречено на какую-то угрюмую второсортность. Но вот поди ж ты, многочисленные киноволны минувшего десятилетия схлынули, а британский «соцреализм» продолжает выдавать на-гора шедевры с пугающей регулярностью. Зрителей, посмотревших на недавнем фестивале британского кино «Незабываемые 16» Кена Лоуча и «Все или ничего» Майка Ли, убеждать в этом не надо. А фильм о жизни рабочей окраины кажется сегодня куда более смелым, экспериментальным и радикальным, чем изыски всех киноэстетов вместе взятых.

Вот и Муллан создает свой негромкий, исполненный тихой ярости шедевр, рассказав три простые истории о несчастных и униженных девушках, оказавшихся в 1964 году узницами одного из магдалиновских приютов. Пожалуй, самое примечательное в его картине -- это редкие проблески горького юмора, которыми он иногда оживляет свою мрачную киноповесть, -- будь то сцена освящения стиральной машины или парад обнаженных воспитанниц, во время которого монашки-надсмотрщицы определяют, у кого больше волос на интимных местах. Почти биологический, обманчиво простой пафос картины Муллана -- о праве на жизнь и свободу -- оборачивается горькими и вескими наблюдениями о человеческой природе, до которых большинство современных кинематографистов просто не доросло.
Алексей МЕДВЕДЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.04.2003
«Король Лир» в Театре им. Моссовета: чистое поражение
Писать вроде бы не о чем: на московской сцене появился еще один плохой спектакль -- ну и что? Разве не было известно заранее, что Павел Хомский -- режиссер дюжинный? Разве не было известно, что Михаилу Козакову, при всем его уме и таланте, противопоказано амплуа трагика? В лучшие свои годы он отличался редкостной мужской красотою, тонкостью рефлексий, замечательным чувством поэтического слова -- чем угодно, но только не мощью трагического переживания. Свои артистические достоинства Козаков в той или иной степени сумел сохранить, но, в конце концов, на будущий год ему стукнет семьдесят -- даром, что выглядит он на пятьдесят с хвостиком. Так на что же могли надеяться зрители -- на чудо?.. >>
  • //  29.04.2003
На прошлой неделе в Россию приезжал немецкий писатель Инго Шульце. В Питере прошла презентация его новой книги Simple Storys, вышедшей в издательстве Ad Marginem в переводе Татьяны Баскаковой. Северную столицу Шульце выбрал вовсе не из конъюнктурных соображений. С Питером у немецкого писателя давний и путаный роман... >>
  • //  29.04.2003
«Сестры Магдалины» в московском прокате
Рецензия на «Сестер Магдалины» не может обойтись без исторической справки. Свое название фильм заимствует у разветвленной сети приютов для юных грешниц, которой на протяжении десятилетий управляла ирландская католическая церковь. Приюты были закрыты в середине 70-х годов прошлого века, но, как заботливо уточняет пресс-релиз, последний из них функционировал до 1996 года. Приюты эти напоминали настоящие тюрьмы -- воспитанницы лишались всех естественных прав и свобод и должны были денно и нощно трудится, стирая грязное белье, а заодно очищая свои грешные души (доходы прачечных церковь с удовольствием присваивала). Провинности, за которые девушки могли стать жертвой католического произвола, были весьма разнообразными -- от внебрачного ребенка (которого церковь отбирала у матери) до кокетливого взгляда, брошенного на представителя противоположного пола... >>
  • //  29.04.2003
Московский СКИФ получился рок-н-ролльным и камерным
Фестиваль памяти композитора Сергея Курехина SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) проводится с 1996 года. Начавшись в Нью-Йорке в 1997 и 1998 годах, фестиваль перебрался в Россию. В нашей стране СКИФ проходит параллельно в Санкт-Петербурге и Москве, и выступают на нем самые радикальные музыканты или просто артисты неопределенных жанров. Но всегда это что-то совершенно необычное, что должно встряхнуть мозги и подергать нервы любителям всяческих изысканных звуковых впечатлений, а также просто людям, убаюканным однообразием музыкального пейзажа в теле- и радиоэфире... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика