N°46
17 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  17.03.2003
Правдолюб и капризница
Константин Райкин поставил в «Сатириконе» «Доходное место»

версия для печати
Нет, все-таки не надо Константину Аркадьевичу быть режиссером. Ведь все у него хорошо. Артистом выходит -- глаз не оторвешь. Разумно своим театром руководит: если лет десять назад «Сатирикон» воспринимали только как сцену, по которой, топоча и гогоча, носятся толпы безликой молодежи, то теперь в его репертуаре полно хороших спектаклей, и актеры яркие появились. О театре Райкин рассуждает интересно, для студентов в Школе-студии МХАТ он -- один из самых внимательных и любимых педагогов. Ну что ему неймется?

Не выдержал Райкин, поставил «Доходное место». И словно отбросил свой театр на те самые десять лет. Опять по сцене носится молодежь, изображая многочисленных слуг и непонятно зачем двигая туда-сюда мебель на колесиках. Опять все артисты безостановочно кричат, напрягают жилы, машут руками и пучат глаза. И все как один, включая сатириконовских премьеров, выглядят провинциально и неталантливо. Ни одного монолога в простоте не скажут -- все отбегают да прибегают после каждой фразы. Режиссерские штампы громоздятся один на другой: вот началось любовное объяснение -- и заиграл вальс, и закружился диван, на котором сидели влюбленные... Но самое главное -- решительно непонятно, зачем ставили этот спектакль, что хотели поведать миру? А что-то явно хотели, иначе бы не делали программку в виде российской тысячерублевки с Ярославским кремлем, высокопоставленный Вышневский не выглядел бы барственным банкиром в дорогущем элегантном костюме, а главный герой -- молодой правдолюб, не желающий жить взятками, -- не ходил бы в современном светлом плаще. (Правда, непонятно, что значат прочие костюмы: фраки, цилиндры, шляпки с перьями, платья до полу и чиновничьи мундиры, да это уже и не важно.)

Наверное, «Доходное место», одна из главных пьес Островского про уродства «старого мира» и невозможность сохранения идеалов, в начале 90-х смотрелась бы гораздо лучше, но и сейчас можно было ее как-то современно повернуть. Этого нет. Играющий Жадова Денис Суханов, знаменитый сатириконовский Шантеклер, опять гарцует, взмахивает рыжими кудрями и без конца резонерствует, сначала с беспечным видом, а потом -- изображая нервность, негодование и глубокие нравственные мучения. Очаровательная студентка Школы-студии МХАТ Глафира Тарханова, играющая Полиньку, все время кричит и кривляется, думая, что именно так выглядят в начале сюжета детская непосредственность, а в конце -- стервозность. О других уже и не говорю. Впрочем, все претензии отношу к режиссеру. Что прикажете делать, если постановщик считает, что в финале главный герой должен выйти на авансцену и прямо в зал гневно бросить: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного»! Восхищаться его гражданской позицией? Аплодировать? Что ж, публика хоть и несколько растерянно, но послушно аплодирует.

«Сатирикон» -- театр новый, и публика у него хоть богатая, но тоже новая -- доверчивая и неискушенная. Именно здесь зрители в волнении перешептываются, не зная, чем закончится история о Ромео и Джульетте. Как обычно, если в спектакле трудно понять, что именно следует считать главным, публика сама для себя выбирает самое интересное. В «Доходном месте» главный ее интерес вызывают не обличения взяточников, а рассказы о воспитании девушек-невест. О том, как они должны завлекать перспективных женихов, а после свадьбы капризничать, требуя все новых подарков. Как раз во время сцены капризов в зале у моей соседки сзади зазвонил мобильный телефон. Почти не понижая голоса, она рассказала, что сидит в театре и как ей здесь все нравится. А потом еще долго щебетала о покупках.
Дина ГОДЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.03.2003
Принципы, по которым Мариинский театр выбирал спектакли для гастроли в Москве, не особенно понятны. Ну, допустим, макмиллановская «Манон», станцованная вчера и обещанная сегодня, -- это расчет по давнему долгу. («Взаимные гастроли» организованы «Золотой маской»; два сезона назад спектакль был выдвинут на премию, но на фестиваль по неведомым причинам театр его не привез -- потому Диана Вишнева лишилась возможности получить приз за одну из лучших своих ролей.) Но вечер из трех одноактных балетов, два из которых («Кармен» и «Юноша и смерть») принадлежат Ролану Пети, а один («Средний дуэт») Алексею Ратманскому, -- это жест гордого камикадзе... >>
  • //  17.03.2003
Двести лет назад родился Николай Языков
Личность и судьба Николая Михайловича Языкова так «удобно» укладываются в трафарет, что берет досада. Перечитывая современников поэта, дотошных исследователей, несхожих эссеистов, быстро понимаешь, что различаются их суждения не смыслами, а оценкой. Точнее, оттенками оценки. Потому что даже Белинский, Языкова не любивший и изрядно помотавший нервы своему -- и без того злосчастному -- «антигерою», знал ему цену. «Стихи Языкова блестят всей роскошью внешней поэзии, и если есть внешняя поэзия, то Языков необыкновенно даровитый поэт, он много сделал для развития эстетического чувства в обществе: его поэзия была самым сильным противоядием пошлому морализму и приторной элегической слезливости. Смелыми и резкими словами и оборотами Языков много способствовал расторжению пуританских оков, лежащих на языке и фразеологии...» >>
  • //  17.03.2003
Константин Райкин поставил в «Сатириконе» «Доходное место»
хорошо. Артистом выходит -- глаз не оторвешь. Разумно своим театром руководит: если лет десять назад «Сатирикон» воспринимали только как сцену, по которой, топоча и гогоча, носятся толпы безликой молодежи, то теперь в его репертуаре полно хороших спектаклей, и актеры яркие появились. О театре Райкин рассуждает интересно, для студентов в Школе-студии МХАТ он -- один из самых внимательных и любимых педагогов. Ну что ему неймется?.. >>
  • //  17.03.2003
В конце прошлой недели в кинотеатре «Фитиль» с успехом прошел «первый в России фестиваль трэш-хоррора» от студии «Трома». Немногим раньше на легальном российском видеорынке появились фильмы той же самой студии. Таким образом, кинематографический трэш вполне официально прописался в отечественном киноконтексте и имеет шансы хотя бы ненадолго стать вкусом сезона и очередным нашим всем. «Не было бы трэша, -- утверждается в пресс-релизе помянутого фестиваля, -- не было бы ни Альмодовара, ни Джона Уотерса, ни Сэма Рэйми, ни Тима Бертона, ни Дарио Ардженто, ни «Семейки Аддамсов». Всего того, что составляет предмет законной гордости киноманов. Всего, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив. Выходит, что прогрессивная общественность стоит на пороге открытия незаурядного культурного феномена, позволяющего по-новому взглянуть на историю мирового кинематографа... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика