N°28
17 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  17.02.2003
Ваше слово, господин Миллер!
версия для печати
Случившийся под занавес 2002 года скоропостижный отказ правительства рассматривать концепцию развития газового рынка уже, похоже, никого не удивляет. Понятно, что разногласия разработчика концепции -- Минэкономразвития -- с крупнейшей газовой монополией, доведенные по инициативе последней уже и до сведения президента России, затрагивают настолько серьезные проблемы, что их обсуждение может затянуться на месяцы, отодвигая и сроки проведения самой газовой реформы. Ясно и то, что реформа в конце концов все равно произойдет. Газовый сектор наиболее нерыночная сфера среди всех естественных монополий страны: централизованное администрирование поставок и прейскуранты цен сохранились здесь в первозданном виде чуть ли не с советских времен, а отсутствие рыночных преобразований способно вызвать непредсказуемые ценовые и ресурсные ограничения на институционально неокрепших смежных рынках.

Ну хорошо, подискутировать еще несколько месяцев можно. Удивляет в данной ситуации другое. Минэкономразвития предложило правительству очевидно компромиссный, неконфликтный вариант концепции, по идее вполне отвечающий совокупным требованиям «Газпрома», предъявлявшимся к правительству в течение последних лет. Судите сами: полная либерализация цен в среднесрочном масштабе, отмена акциза на газ, продаваемый в России, сохранение экспортной монополии «Газпрома». При этом ни слова о демонополизации добычи газа, ограничениях рыночной концентрации в сбыте и так далее (т.е. речь идет о дерегулировании цен при фактически полном сохранении монополии «Газпрома» на внутреннюю торговлю газом). Казалось бы, что не устраивает компанию в предложенной программе, кроме идеи о ее реструктуризации с выделением газотранспортной компании и ЦПДУ и передачей их под контроль государства? Неужели спор по поводу одного раздела концепции -- структурной реформы «Газпрома» -- нельзя было провести сначала на уровне правительства, не вовлекая в него раньше времени президента и не демонстрируя общественности без лишнего повода лоббистские мускулы?

Глубокий ответ на этот вопрос требует оценки: а что же, собственно, предлагает сам «Газпром» для развития внутреннего газового рынка? В конце концов, реформы других естественных монополий -- электроэнергетики и МПС -- пошли по логике, во многом предложенной их собственным менеджментом (порой вполне приемлемой). Короткий ответ содержится в декабрьском обращении г-на Миллера к президенту России, которое, собственно, и послужило временным «тормозом» реформы. Три составляющие реформ, по версии монополии, просты: программа повышения регулируемых цен, разрешение торговать частью газпромовского газа на аукционе по свободным ценам и определение порядка участия независимых производителей газа в финансировании расширения газпромовской трубы. Все.

Простите, но это никакая не концепция развития рынка. Такой «план» не тянет даже на программу финансового оздоровления «Газпрома»: при существующей системе управления компанией нет никаких гарантий того, что средства, привлеченные за счет увеличения цен и в виде финансовых вливаний независимых производителей (кто готов их осуществлять?), будут потрачены эффективно. А больше компании предложить обществу, похоже, и нечего.

Случаен ли такой «облегченный» подход «Газпрома» к серьезнейшим проблемам развития газового рынка страны? Конечно же нет. Очевидно, что это следствие отсутствия у компании какого бы то ни было стратегического видения будущего. Ни во времена прежнего менеджмента, ни с момента прихода на работу в «Газпром» г-на Миллера какой-либо внятной экономической программы развития компании разработано так и не было.

Отсутствие у «Газпрома» понятной бизнес-стратегии само по себе не может не беспокоить деловое сообщество. Одна из российских «голубых фишек» находится в водовороте проблем. Попытки стабилизировать добычу газа пока успешны только на бумаге: номинальный рост газодобычи в 2002 году с 512 до 520 млрд куб. м достигнут за счет возврата активов «Пургаза» и «Востокгазпрома» (13 млрд куб. м годовой добычи), т.е. на деле даже с учетом ввода первой установки комплексной подготовки газа Заполярного месторождения добыча газа упала на 4 млрд куб м. Долговое бремя компании растет, а эффективность расходования средств -- нет. Доходность бизнеса ниже процента по привлекаемым заимствованиям. Непрофильные активы не распроданы. Горизонт утверждения правительством инвестиционной программы «Газпрома» не превышает года. Полтора года разговоров о либерализации рынка акций компании не закончились ничем. Впереди и экспортные проблемы: либерализация европейского газового рынка все ближе (а уверенности в готовности «Газпрома» к ней не чувствуется), а Турция объявила о намерении снизить объемы и цены закупки газа по проекту «Голубой поток». С относительным успехом проходит только возврат утраченных при прежнем менеджменте активов, при этом эффективность этих операций по меньшей мере дискуссионна («мы за ценой не постоим»), а используемые методы, мягко говоря, не улучшают инвестиционный климат в стране.

В таких условиях крайне сложно не только предсказать, что будет с одним из главных игроков российского бизнеса уже через два-три года, но и спрогнозировать, сколько газа будет добываться в России и по каким ценам потребители смогут его получить. Однако, вместо того чтобы познакомиться с комплексной и реалистичной программой решения всех перечисленных проблем «Газпрома», мы слышим предложение вновь отложить все институциональные преобразования в газовой отрасли до того момента, пока «не будет разработана Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Как бывший чиновник, которому в период работы в Минэнерго довелось руководить межведомственной рабочей группой по доработке энергетической стратегии, позволю напомнить, как представители уважаемой монополии предлагали вообще не вдаваться в тонкости реформы газовой отрасли: этот вопрос-де «получит отражение в проекте концепции развития рынка газа в РФ, которая будет разработана в декабре 2002 года, и рассмотрение его в рамках энергостратегии преждевременно». (Между прочим, вклад «Газпрома» в несерьезность документа, вышедшего из Минэнерго в октябре под флагом энергетической стратегии, далеко не последний.)

Так чего мы ждем, коллеги, для того чтобы начать действовать? Концепции или стратегии? Или серьезного структурного кризиса в газовой отрасли? Если «Газпрому» и удастся стабилизировать добычу газа на уровне 530 млрд куб. м в год, то с учетом прогнозов роста спроса на российский газ в странах Европы и Турции до 205 млрд куб. м в 2005 году и роста спроса на внутреннем рынке к 2005 году до 455 млрд куб. м газа (прогноз Минэкономразвития) и при выжидательной тактике независимых производителей газа мы можем получить дефицит газодобычи в 50--60 млрд куб. м уже через два года. Как раз сразу после президентских выборов -- к зиме. Пусть это и повышенные прогнозы, но все же.

Не лучше ли в этой ситуации отдать управление газотранспортной системой и экспортными поставками газа государству? Оно все-таки (тоже не без кризисов) значительно лучше научилось управлять своими расходами, долгами, имуществом, поддерживать положительный внешнеторговый баланс. Кроме того, оно наверняка лучше справится с ролью гаранта недискриминационности доступа к услугам инфраструктуры -- без преувеличения это ключевая проблема для независимых инвесторов в новые газовые месторождения. Как отреагируют на это финансовые рынки? Наверняка позитивно -- на повышение прозрачности газового сектора, а многие инвесторы захотят обменять долю в инфраструктуре на увеличение контроля над холдингом по добыче и сбыту газа.

Впрочем, возможно, что сохранение «Газпрома» без его реструктуризации -- в стратегическом плане благо для России. Вот только не хватает аргументов в защиту этого тезиса: пока лишь разговоры о неделимом единстве системы газоснабжения со ссылкой на закон 1999 года. А программы-то стратегического развития компании никто и не видел. Вот если бы г-н Миллер направил ее в приложении к письму в адрес Владимира Путина, а содержание программы превзошло бы по качеству концепцию Минэкономразвития -- было бы убедительно. Еще не поздно, г-н Миллер.
Владимир МИЛОВ, президент института ТЭК, экс-замминистра энергетики

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  17.02.2003
Согласно корпоративной летописи, 10-летний юбилей со дня основания компании «Газпром» будет сегодня, поскольку именно 17 февраля 1993 года постановлением Совета министров -- правительства РФ во исполнение указа Бориса Ельцина от 5 ноября 1992 года Государственный газовый концерн «Газпром» был преобразован в Российское акционерное общество (приставка же ОАО появилась у компании лишь пять лет назад). И хотя по российской традиции дни рождения заранее не отмечают, «праздничный вечер» в Государственном Кремлевском дворце состоялся в минувшую пятницу с показа документального фильма о «Газпроме» (его производство обошлось юбиляру более чем в 2 млн долл. -- на поддержку отечественного кинематографа Минкульт выделяет в год около 3 млн долларов)... >>
  • //  17.02.2003
Центробанк снизил ставку рефинансирования до исторического минимума
Банк России сделал первую попытку превратить ставку рефинансирования в реальный инструмент денежно-кредитного регулирования. Сегодня она снижается с 21% годовых до исторического минимума -- 18%. «По этой ставке мы будем проводить операции «валютный своп» и предоставлять однодневные расчетные кредиты, это первый шаг к тому, чтобы сделать ее настоящей ставкой рефинансирования», -- говорит первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. В дальнейшем, как полагают аналитики, ЦБ может привязать к учетной ставке как свопы, так и другие операции, проводимые с банками... >>
  • //  17.02.2003
Доходы от основной деятельности организаций связи России в 2002 году, по оперативным данным Минсвязи, выросли на 33% -- до 270 млрд руб. В том числе доходы традиционных операторов связи, услуги которых регулируются антимонопольным законодательством, в прошлом году достигли 127,5 млрд руб., доход от услуг населению -- 125,2 млрд рублей. >>
  • //  17.02.2003
Нового руководителя назначила вторая по величине аудиторская компания в мире Deloitte Touche Tohmatsu. В субботу совет директоров одобрил кандидатуру Вильяма Паррета на должность главы компании. Ранее он возглавлял одно из американских подразделений фирмы. Свою карьеру в Deloitte Touche Tohmatsu 57-летний Паррет начал в 1967 году, а с 1977-го стал ее полноправным партнером. В числе основных задач новый директор видит совершенствование существующих бухгалтерских стандартов и повышение доверия со стороны клиентов. «В конце концов инвесторам приходится доверять информации, которую предоставляют им компании, и понимать ту важную роль, которую играют в этом процессе аудиторы», -- заявил г-н Паррет. >>
  • //  17.02.2003
Центральный телеграф и московский «Мегафон» внедряют проект «Мегател»
Центральный телеграф и сотовая компания «Соник Дуо» (московский «Мегафон») на этой неделе приступают к реализации совместного проекта «Мегател» по предоставлению комбинированных услуг на основе фиксированной и мобильной связи. Символично, что договор о сотрудничестве в этом проекте был подписан сторонами в минувшую пятницу -- в день всех влюбленных. Таким образом, еще одна пара родственных компаний нашла приложение своим усилиям в конвергенции услуг... >>
  • //  17.02.2003
Московская городская телефонная сеть (МГТС) на прошлой неделе разместила третий выпуск купонных облигаций под рекордно низкую ставку за историю обращения ее облигаций на ММВБ. Таким образом МГТС сумела завоевать доверие инвесторов и занять «длинные» и по-настоящему дешевые деньги, необходимые ей для решения стратегически важных задач. Одна из них -- реконструкция сети, которую московский оператор планирует завершить в ближайшие несколько лет... >>
  • //  17.02.2003
«Газпром» молниеносно отреагировал на пожелание Владимира Путина повысить прозрачность. Когда концерт в Кремле уже подходил к концу, компания опубликовала подробный консолидированный отчет за III квартал и девять месяцев 2002 года по международным стандартам с комментариями (чего не делалось уже очень давно). Впрочем, дело, конечно, не в пожелании президента, а в том, что «Газпром» приступает к размещению еврооблигационного займа. В пятницу концерн распространил информацию, что 17 февраля начнет в Европе маркетинговую кампанию по размещению 10-летних облигаций, а днем позже -- в США. Программа заимствований предполагает размещение бондов на сумму около 1 млрд долл. под процентную ставку 9,5--10% годовых. Однако результаты отчетности могут довольно негативно сказаться на планах заимствований «Газпрома»... >>
  • //  17.02.2003
ЛУКОЙЛ стремится получить контракты в странах Персидского залива
Несмотря на проблемы в Ираке, ЛУКОЙЛ пока не намерен уходить из ближневосточного региона. В пятницу «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» (оператор зарубежных проектов ЛУКОЙЛа) и норвежская Norsk Hydro Sverige AB подписали контракт о совместной работе компаний в геологоразведке перспективного блока «Анаран» в западной части Ирана... >>
  • //  17.02.2003
Случившийся под занавес 2002 года скоропостижный отказ правительства рассматривать концепцию развития газового рынка уже, похоже, никого не удивляет. Понятно, что разногласия разработчика концепции -- Минэкономразвития -- с крупнейшей газовой монополией, доведенные по инициативе последней уже и до сведения президента России, затрагивают настолько серьезные проблемы, что их обсуждение может затянуться на месяцы, отодвигая и сроки проведения самой газовой реформы. Ясно и то, что реформа в конце концов все равно произойдет. Газовый сектор наиболее нерыночная сфера среди всех естественных монополий страны: централизованное администрирование поставок и прейскуранты цен сохранились здесь в первозданном виде чуть ли не с советских времен, а отсутствие рыночных преобразований способно вызвать непредсказуемые ценовые и ресурсные ограничения на институционально неокрепших смежных рынках... >>
  • //  17.02.2003
Ил-86 заслуживает доверия
Летать на самолете Ил-86 можно. Об этом авиационные власти России и СНГ договорились на совещании 14 февраля. Решение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приостановить действие сертификата типа Ил-86, принятое двумя днями раньше, формально не отменено. Однако руководству российской Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) удалось убедить «межгосударственных» коллег, что доводить это решение до логического конца, т.е. до запрета на полеты Ил-86, не следует... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика