N°26
13 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  13.02.2003
Дважды два - четыре
Автором «повести года» признана Марина Вишневецкая

версия для печати
Вручаемая во второй раз премия Ивана Петровича Белкина («Повесть года») учреждена издательством «Эксмо» и журналом «Знамя». Главный лауреат получает 5000 долларов; четыре лауреата «малых премий» -- по 500 долларов.

В жюри премии Белкина за 2002 год входят: прозаик и драматург Леонид Зорин (председатель), поэт и киносценарист Юрий Арабов, прозаик и критик Владимир Березин, славист Алексей Берелович (Франция), прозаик, ответственный секретарь журнала «Знамя» Елена Холмогорова.

Повесть «А. К. С. (опыт любви)» («Знамя», 2002, №11) вошла в книгу Марины Вишневецкой «Опыты», выпущенную издательством «Эксмо» в самый канун Нового года. Что, по-моему, символично -- литературный год замкнулся подлинным шедевром. Сходно организована и сама книга, где за чередой шести прекрасных рассказов (лучшими из лучших видятся мне обнародованный в 2001 году «Опыт сада» и прошлогодний «Опыт принадлежания») следует повесть, ныне удостоенная премии Ивана Петровича Белкина. Читая «Опыты», понимаешь: да, «рассказ» и «повесть» могут различаться не только количеством страниц, могут полноценно выявлять свои жанровые сущности. Для опытов «демонстрации траура» (им книга открывается), «неучастия», «возвращения», «истолкования» достаточно рассказа, что строится вокруг эпизода-символа (пусть вбирая всю жизнь персонажа), -- опыт любви требует повести, ее широкого дыхания и смысловой многомерности. Повесть эта готова развернуться в роман, но в последний миг притормаживает и остается собой. Так было у Вишневецкой всегда -- сверхконцентрированные «Глава четвертая, рассказанная Геннадием», «Вышел месяц из тумана», «Есть ли кофе после смерти?» точно балансировали на романной грани, перейдя которую, современный прозаик слишком часто вязнет в трясине механического «умножения сущностей без надобности».

Не знаю, напишет ли Вишневецкая роман (думаю, напишет -- и настоящий), но пока именно она (наряду с Андреем Дмитриевым и Ольгой Славниковой как автором «Бессмертного») замечательно показывает, каким огромным смысловым и эстетическим потенциалом обладает жанр повести. Неповторимость лица и судьбы героини, открывающей (себе и нам) свой счастливый и проклятый «опыт» на пороге смерти, сопряженность лирического сюжета с новейшей историей России, мучительное приближение ко всегда сущей тайне любви -- все это явлено с предельной достоверностью и редким «музыкальным» тактом. И не только в премированной повести. Уже в середине 90-х (после рассказов «Архитектор запятая не мой» и «Увидеть дерево») было ясно: сколь ни сужай круг лучших сегодняшних писателей, Вишневецкая в нем останется. Если память о наших наградных ристалищах не канет в Лету (чего хотелось бы), то будущие историки словесности поперхнутся от стыда и недоумения, узнав, как три года подряд Вишневецкую оставляли в предбаннике премии Казакова. Нынешнее награждение даже и торжеством справедливости не назовешь -- это простая констатация факта. Отнюдь не принижающая «конкурентов» Вишневецкой в белкинском состязании -- отличных прозаиков Андрея Геласимова («Жажда») и ставшего открытием года Юрия Горюхина («Встречное движение»). Что поделать: «большая» премия Белкина только одна. Но год у нас на дворе не последний.
Андрей НЕМЗЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2003
Автором «повести года» признана Марина Вишневецкая
Вручаемая во второй раз премия Ивана Петровича Белкина («Повесть года») учреждена издательством «Эксмо» и журналом «Знамя». Главный лауреат получает 5000 долларов; четыре лауреата «малых премий» -- по 500 долларов... >>
  • //  13.02.2003
Явление «Белого театра» на Новом Арбате
«Белый театр», детище Михаила Чавчавадзе, живет так, как и полагается жить в лоне петербургской культурной традиции. Это театр-призрак, который обязывает сомневаться в своей «посюсторонности». Существование его мерцательно, и смысл этого существования зыбок. То он без всяких предуготовлений и анонсов вторгается в текущую театральную жизнь, заставляет ахать и умствовать, встает в очередь за фестивальными призами, то вдруг исчезает из поля зрения. Иногда -- надолго. Уходы «Белого театра» в мир невидимок, разумеется, как-то связаны с проблемами финансирования, но не только с ними. Это сознательно выбранный образ жизни, соприродный самой идее Петербурга-миража и обязывающий вспомнить знаменитую, обильно ветвящуюся реминисценциями фразу из «Подростка» Достоевского: «А что как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото...» >>
  • //  13.02.2003
«Мастерская Петра Фоменко» предлагает билеты новым способом
Нет в Москве театрала, который не стремился бы попасть на спектакль «фоменок». И редкие счастливчики среди попавших могут похвастаться тем, что не столкнулись при этом с трудностями. В кассе «Мастерской» не принято спрашивать билеты на сегодняшний спектакль -- их нет на многие спектакли вперед. Бич каждого популярного театра -- перекупщики -- прочно обосновались на подступах к скромному зданию бывшего кинотеатра «Киев», втридорога предлагая билеты, купленные изначально по вполне разумным ценам (билеты в «Мастерскую» стоят от 100 до 1000 рублей). Бессменную вахту там же несут и студенты, пытающиеся всеми правдами и неправдами проникнуть внутрь. Их, надо сказать, время от времени пропускают «на свободные места», которые, естественно, оказываются только стоячими... >>
  • //  13.02.2003
Второй фестиваль «Триумф джаза» доказал, что джазовая аудитория в России скорее есть, чем нет
В прошлом году этот фестиваль, организованный фондом «Триумф», получился настолько масштабным, разнообразным по составу участников, громким по общественному резонансу, и при этом идеально проведенным, что в продолжение этого джаз-пиршества в каком-либо обозримом будущем уже как-то и не верилось. Прошло такое грандиозное событие, ну написал о нем американский Downbeat, ну сошлась критика на том, что «некоторые наши музыканты стоят в одном ряду с американскими», -- и ладно. Хорошенького понемножку. Но в этом году «Триумф» решено было повторить. Афиша, конечно, уже не пестрела таким количеством громких имен, как в прошлом году, но список оказался достойным... >>
  • //  13.02.2003
В Музее личных коллекций открылась выставка Бориса Маркевича
«Трудно найти художника более скромного и даже скептического по отношению к себе. Он почти стесняется того, что он художник. И не только не ждет внимания, не только избегает разговоров о себе, но и впрямь не придает себе и своему творчеству особого значения». Такими словами известный историк искусства Елена Мурина вспоминает недавно ушедшего графика Бориса Маркевича. Сегодня реплика воспринимается двусмысленно. Вроде бы характеризует она не конкретного человека, а профессию в целом. Художник? Помилуйте! Да разве совместимо это понятие с актуальными стратегиями творчества? Перформанс, инсталляция, видео -- три источника, три составные части артрынка. Какие на хрен художники? Если кураторы и поворачиваются к живописи лицом (как Ханс Обрист, посвятивший ей парижскую выставку Contemporary Art прошлого года), то ждут от ее интерпретации иронической деконструкции... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика