N°26
13 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  13.02.2003
«Стесняется того, что он художник»
В Музее личных коллекций открылась выставка Бориса Маркевича

версия для печати
«Трудно найти художника более скромного и даже скептического по отношению к себе. Он почти стесняется того, что он художник. И не только не ждет внимания, не только избегает разговоров о себе, но и впрямь не придает себе и своему творчеству особого значения». Такими словами известный историк искусства Елена Мурина вспоминает недавно ушедшего графика Бориса Маркевича. Сегодня реплика воспринимается двусмысленно. Вроде бы характеризует она не конкретного человека, а профессию в целом. Художник? Помилуйте! Да разве совместимо это понятие с актуальными стратегиями творчества? Перформанс, инсталляция, видео -- три источника, три составные части артрынка. Какие на хрен художники? Если кураторы и поворачиваются к живописи лицом (как Ханс Обрист, посвятивший ей парижскую выставку Contemporary Art прошлого года), то ждут от ее интерпретации иронической деконструкции. (Не случайно гвоздем программы от России была приобретенная Центром Помпиду работа соцартистов Виноградова и Дубосарского.) В самом деле, в каком веке живем! Не букетики же на мерцающем фоне рисовать! Не акварели с деревенскими избами. Не кофейники и бутылки. Такие жанры соотносятся ныне с вполне определенным сегментом рынка -- салоном, прописавшимся в Москве в Центральном Доме художника на Крымском валу. Есть чего стыдиться.

Борис Маркевич двигался по самой рискованной с позиций современного вкуса траектории. Писал пейзажи с избушками в темных охристых тонах. Иллюстрировал Валентина Распутина. Делал портреты в символистском свечении. Не стеснялся признаться в любви анютиным глазкам, серебряному колечку и пузатому фарфоровому чайнику. Кажется, что в своей творческой навигации ну никак не мог миновать Маркевич гибельных подводных рифов пошлости, от выморочного мирискусничества и сюрреализма с лейблом «левый МОСХ» до претенциозного «сурового стиля» деревенщиков. А вот, поди ж ты, миновал. Его стыд можно назвать смирением. Это такое истовое растворение в профессии, такой перфекционизм, какой был дарован лишь иллюстраторам средневековых рукописей. Его кредо в искусстве -- жесткое самоограничение. Он не любил открытых пространств, «ни разу не испытал желания подняться с этюдником на пригорок». Он «спешил упереться в какой-нибудь угол» и раздраконивать его красками до тех пор, пока не наступит абсолютная тональная гармония, пока глиняный кувшин не станет достойным Вермеера Дельфтского, голубая тряпка -- Шардена, стеклянная бутыль -- Федотова, а сверкающая капля -- графа Федора Толстого. Стиль Маркевича в чем-то радикальнее современных нон-спектакулярщиков. Соотношение плоскостей и граней предметов на кухне для него такое же захватывающее дух приключение, как для обычного живописца композиция на тему «Великодушие Сципиона Африканского».

Смиренный перфекционист Борис Маркевич настаивает на том, что мир целостен и совершенен в бесконечно малых своих феноменах. Если эту идею просто озвучить, она банальна и «салонна». Если же сделать ее смыслом жизни, тогда обвинения в салонности предъявят лишь те, у кого отсутствует одно элементарное чувство -- стыд.
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2003
Автором «повести года» признана Марина Вишневецкая
Вручаемая во второй раз премия Ивана Петровича Белкина («Повесть года») учреждена издательством «Эксмо» и журналом «Знамя». Главный лауреат получает 5000 долларов; четыре лауреата «малых премий» -- по 500 долларов... >>
  • //  13.02.2003
Явление «Белого театра» на Новом Арбате
«Белый театр», детище Михаила Чавчавадзе, живет так, как и полагается жить в лоне петербургской культурной традиции. Это театр-призрак, который обязывает сомневаться в своей «посюсторонности». Существование его мерцательно, и смысл этого существования зыбок. То он без всяких предуготовлений и анонсов вторгается в текущую театральную жизнь, заставляет ахать и умствовать, встает в очередь за фестивальными призами, то вдруг исчезает из поля зрения. Иногда -- надолго. Уходы «Белого театра» в мир невидимок, разумеется, как-то связаны с проблемами финансирования, но не только с ними. Это сознательно выбранный образ жизни, соприродный самой идее Петербурга-миража и обязывающий вспомнить знаменитую, обильно ветвящуюся реминисценциями фразу из «Подростка» Достоевского: «А что как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото...» >>
  • //  13.02.2003
«Мастерская Петра Фоменко» предлагает билеты новым способом
Нет в Москве театрала, который не стремился бы попасть на спектакль «фоменок». И редкие счастливчики среди попавших могут похвастаться тем, что не столкнулись при этом с трудностями. В кассе «Мастерской» не принято спрашивать билеты на сегодняшний спектакль -- их нет на многие спектакли вперед. Бич каждого популярного театра -- перекупщики -- прочно обосновались на подступах к скромному зданию бывшего кинотеатра «Киев», втридорога предлагая билеты, купленные изначально по вполне разумным ценам (билеты в «Мастерскую» стоят от 100 до 1000 рублей). Бессменную вахту там же несут и студенты, пытающиеся всеми правдами и неправдами проникнуть внутрь. Их, надо сказать, время от времени пропускают «на свободные места», которые, естественно, оказываются только стоячими... >>
  • //  13.02.2003
Второй фестиваль «Триумф джаза» доказал, что джазовая аудитория в России скорее есть, чем нет
В прошлом году этот фестиваль, организованный фондом «Триумф», получился настолько масштабным, разнообразным по составу участников, громким по общественному резонансу, и при этом идеально проведенным, что в продолжение этого джаз-пиршества в каком-либо обозримом будущем уже как-то и не верилось. Прошло такое грандиозное событие, ну написал о нем американский Downbeat, ну сошлась критика на том, что «некоторые наши музыканты стоят в одном ряду с американскими», -- и ладно. Хорошенького понемножку. Но в этом году «Триумф» решено было повторить. Афиша, конечно, уже не пестрела таким количеством громких имен, как в прошлом году, но список оказался достойным... >>
  • //  13.02.2003
В Музее личных коллекций открылась выставка Бориса Маркевича
«Трудно найти художника более скромного и даже скептического по отношению к себе. Он почти стесняется того, что он художник. И не только не ждет внимания, не только избегает разговоров о себе, но и впрямь не придает себе и своему творчеству особого значения». Такими словами известный историк искусства Елена Мурина вспоминает недавно ушедшего графика Бориса Маркевича. Сегодня реплика воспринимается двусмысленно. Вроде бы характеризует она не конкретного человека, а профессию в целом. Художник? Помилуйте! Да разве совместимо это понятие с актуальными стратегиями творчества? Перформанс, инсталляция, видео -- три источника, три составные части артрынка. Какие на хрен художники? Если кураторы и поворачиваются к живописи лицом (как Ханс Обрист, посвятивший ей парижскую выставку Contemporary Art прошлого года), то ждут от ее интерпретации иронической деконструкции... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика