N°238
22 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.12.2003
Расширение ассортимента
В театре «Русские сезоны» поставили «Весну священную»

версия для печати
Пять лет назад в театре «Русские сезоны» «Весну священную» поставил проповедник танца буто Мин Танака. «Русские сезоны» к тому времени существовали шесть лет; их бессменный руководитель, бывший танцовщик ансамбля Моисеева Николай Андросов, твердо вел танцевальный народ по проверенному коммерческому пути: эстрадные танцы скрещивались с народными и продавались на азиатских рынках. Кому в этом деловом коллективе пришла в голову идея пригласить на постановку японского анархиста-интеллектуала Танаку, я не знаю. Знаю только, что пять лет назад привыкшие к казацким пляскам артисты стали двигаться среди разложенных по сцене булыжников сосредоточенно и тяжко, следуя идеологии буто, утверждающей, что любое движение прорастает из земли. И знаю, что коллеги-критики внесли театр с претенциозным названием «Русские сезоны» в список трупп, премьеры которых нельзя пропускать. Теперь Николай Андросов поставил «Весну священную» заново. Все, друзья мои, из того самого списка театр можно вынести.

Это снова коммерческая продукция «арбатского» уровня. Ну, на лотке не ушанки-балалайки, а дягилевский миф, все так же популярный в балетных странах. На программке андросовской «Весны» стоит посвящение «Весне» Вацлава Нижинского, сделанной 90 лет назад. От нашего стола -- вашему столу. И, пожалуйста, не вздрагивайте, Вацлав Фомич, это мы любя.

Центр имени Мейерхольда позволяет менять традиционную схему зала, вот и здесь постановщик использовал его возможности. Зрители сидят с четырех сторон, в центре -- квадрат отданного танцовщикам пространства. Этот квадрат выделен низкой изгородью (толстенные сучья плохо закреплены на низеньких держалках -- иногда падали на зрителей в первом ряду). В одном из углов прикреплена... пожалуй, швабра, на нее водружен соломенный парик и накинута какая-то тряпочка. Чучело, в общем. К противоположному углу прижат квадратный стол. Когда зрители входят в зал -- на столе сидит мужик в холщовой рубахе, таких же штанах и всклокоченном седом парике. Это приглашенный артист -- солист Большого театра Владимир Моисеев. В «Картинах языческой Руси» он -- шаман -- главный. Вся остальная труппа, также в холстине (только у женщин рубахи до пят), скорчившись лежит на полу.

К мужику подбирается, пластается, обвивается вокруг него существо в телесном трико с глазами в пол-лица. Это у нас будет Избранница, которую по весне древние русичи будут приносить в жертву (Оксана Миронова, закончившая не что-нибудь, а Вагановское училище -- правда, это было десять лет назад). Шаману надо выполнить свой долг -- отдать девицу толпе. А ему ее жалко.

Собственно, Андросов поставил спектакль про душевные метания шамана -- и Владимир Моисеев яростно хлопотал лицом, кидался на колени перед шваброй, бегал вокруг площадки по ногам зрителей и простирал руки над головой девушки. Толпа при этом ходила вереницей (разворачиваясь в профиль, напоминая оригинальный спектакль, но периодически забывала про то, что ноги надо держать завернутыми, и возвращалась к стройному балетному шагу), что-то собирала с пола пальцами и засовывала себе в рот и натурально танцевала твист -- как в «Кавказской пленнице». Но счастливо и свободно все танцующие почувствовали себя только тогда, когда всякие лирические хороводы были позади и возник случай всласть попрыгать. Как мужики сигали через середину! При этом, вы помните, площадка в центре зала, и весьма небольшая. Когда кто-нибудь из мужиков взлетал, вспоминая гопак или жок, казалось, что приземлится он посреди третьего ряда. И все равно хотелось немедленно простить бессмысленное безобразие хореографии -- было видно, что люди занимаются делом, которое умеют делать. Даже соло Избранницы на столе не стерло совсем этого впечатления -- хотя девушка, вращаясь вокруг своей оси, зачем-то бросала ноги, как солдат кремлевского караула. Но когда во втором отделении сыграли одноактовку «Ангел» на музыку Астора Пьяццолы и к мрачноватым тангеро и знойным дамам присоединилась танцовщица на пуантах (она-то ангелом и была), стало ясно, что в стремлении засыпать свой прежний опыт, свой черный хлеб всякой блескучей ерундой Андросов пойдет далеко. И ни перед чем не остановится.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.12.2003
В ЦДХ открылась большая выставка «Новый отсчет: Цифровая Россия вместе с SONY»
В России всегда есть место для нового отсчета и подвига в виде большой тематической выставки. И пусть говорят ревнители чистоты рядов, что не дело галеристов (в диапазоне от «не принято на Западе» до запрещено свыше) устраивать некоммерческие выставки... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  22.12.2003
Вчера итальянский тенор спел в Москве
Вчера вечером знаменитый итальянский тенор, один из самых известных и популярных академических музыкантов мира, выступил в Кремле. Синьор Паваротти в Москве не первый раз, однако данный визит -- особенный: в 2005 году знаменитый тенор «уйдет на пенсию», и, вполне возможно, этот концерт -- последнее выступление знаменитого итальянца в российской столице... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  22.12.2003
В театре «Русские сезоны» поставили «Весну священную»
Пять лет назад в театре «Русские сезоны» «Весну священную» поставил проповедник танца буто Мин Танака. «Русские сезоны» к тому времени существовали шесть лет... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  22.12.2003
В кинотеатре «Ролан» начинается демонстрация авторского кино
С 23 по 28 декабря в кинотеатре "Ролан" пройдет программа "Рождественская АиФория" -- продолжение авторского проекта критика Андрея Плахова, который он ведет уже несколько лет на Московском международном фестивале... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.12.2003
В Штутгарте на девяносто шестом году жизни скончался режиссер и сценарист Ян Борисович Фрид. Его кинобиография берет начало в конце тридцатых годов, когда, окончив режиссерский факультет Ленинградского театрального института, Фрид поступил в киноакадемию при ВГИКе, где его преподавателем и наставником был Сергей Эйзенштейн... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика