N°228
05 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.12.2003
Дмитрий Борко
Испытание медными трубами
Сезон кинопремий открыл «Золотой овен»

версия для печати
«Овен» -- это награда, вручаемая от имени кинокритиков и кинопрессы. Название двусмысленно: кинопресса -- это те, кто просто рассказывает про кино, а кинокритики -- видимо, те, кто имеет амбиции его судить. 104 анкеты, заполненные всеми, и 52 мнения критиков, входящих в экспертный совет, в этом году, как рассказывают в счетной комиссии, в выборе совпали. И в результате премия за лучший фильм ушла Андрею Звягинцеву за «Возвращение», а лучшим режиссером признан Вадим Абдрашитов за «Магнитные бури». А вот фильм «Бумер», попавший в самое большое количество номинаций, получил «Овна» только за музыку Сергея Шнурова -- к большому разочарованию поклонников, которых даже в зале Дома кино, где проходила церемония, было большинство (если судить по аплодисментам, которыми публика встречала объявления номинантов). Ничего не получили «Старухи» Геннадия Сидорова, входившие в финальный список и в категории «Лучший фильм», и в «Дебют».

Особенностью этого года стало почти полное совпадение этих двух номинаций, за звание лучшего фильма года боролись три первые картины: «Возвращение», «Старухи» и «Бумер», каждая из которых, будь год чуть менее урожайным, могла бы рассчитывать на первенство. Но победил Звягинцев. На мой взгляд, это хорошо, хотя в нынешнем случае не только радуешься за победителя, но сожалеешь о тех, кто им не стал. Уж за дебют-то могли бы дать кому-то другому, тому же «Коктебелю». А вот никак не наградить «Бумера» -- это вызывающе несправедливо, хотя самая главная награда -- признание публики -- у Петра Буслова и его команды и без того есть. Жаль, конечно, что не обнародовано количество голосов, собранных каждым претендентом, потому что одно дело выиграть «всухую» и совсем другое -- двумя-тремя голосами.

В общем, как у российского потребителя, внезапно оказавшегося перед выбором из десятков равно достойных наименований йогуртов или колготок, у российских критиков, привыкших уже к малокартинью, глаза разбегаются, и голова кружится. Что может только радовать поклонников кинематографа.

Меня же более всего порадовали две вещи. Во-первых, на самой церемонии как-то чувствовалось, что публика к происходящему неравнодушна, фильмы ей известны и интересны. А во-вторых, что едва ли не впервые в зале присутствовали почти все номинанты. Кстати, единственная накладка случилась именно с этим: среди претендентов на лучшую мужскую роль на церемонии присутствовали актеры из фильмов «Правда о щелпах» и «Бумер». А вот оказавшийся победителем Виктор Сухоруков («Бедный, бедный Павел») как раз не пришел, так же впрочем, как и приглашенная вручить ему приз Марина Могилевская. Так что, покричав в пустоту: «Эй, кто-нибудь!», ведущие церемонии Тина Канделаки и Владислав Флярковский оставили бедного барашка стоять на сцене. Это может свидетельствовать еще и о том, что утечки информации о наградах действительно не было. Или, что было бы еще более приятно, о том, что кинематографисты перестали чувствовать себя как вечно обиженная старая дева и осознали, что даже если сегодня приз получаешь не ты -- и в твоих руках его достоинство. Конечно, дебютировавшему в кино в фильме «Коктебель» Владимиру Кучеренко, возвращаясь со сцены с «Овном» за лучшую роль второго плана, приятно услышать поздравления от двух других номинантов, Андрея Панина и Евгения Гришковца, но ведь и они от этого не потеряли. Как и Инна Чурикова, которая, получив свой приз за роль второго плана, мило пошутила, сказав, что будет теперь решать, что делать для дальнейшего успеха: то ли перейти на эпизоды, то ли сниматься только у Говорухина. Марк Рудинштейн в своем приветствии специально подчеркнул как особое достоинство согласие Андрея Звягинцева, не знавшего о полной победе, поменять билет и раньше срока вернуться с очередного фестиваля ради праздника на родине, и это говорит о том, как редко встречается сегодня нормальное, уважительное отношение к профессии. И может быть, пример Звягинцева (как, впрочем, и Буслова, и Сидорова, и Хлебникова с Попогребским, не получивших первого приза, но принявших участие в празднике) вразумит их более старших коллег и вернет кино ощущение дела коллективного и веселого.

От старых времен, когда кинематографисты как бедные родственники для привлечения интереса к своим делам приглашали на торжества звезд эстрады, в церемонии сохранилось несколько вставных номеров. Спел куплеты из «Чикаго» Филипп Киркоров, окруженный непременными дивами в перьях, выступила Анастасия Слуцкая, а под занавес прибыла группа из мюзикла «Двенадцать стульев». Но уже появилась здоровая ирония, например, по поводу награждений «Овнами» зарубежных звезд, в уста которых мастер «капустного» озвучивания Борис Грачевский вложил слова благодарности. Впрочем, Ларс фон Триер свой приз получил лично -- но, конечно, не на сцене, а на экране, из рук критика Антона Долина, прилетевшего на днях в Данию по своим делам. Желающие все это увидеть своими глазами смогут посмотреть трансляцию церемонии на канале СТС в субботу.

Призеры "Золотого овна"

Фильм года и лучший дебют -- "Возвращение".

Режиссер -- Вадим Абдрашитов ("Магнитные бури").

Сценарий -- Александр Миндадзе ("Магнитные бури").

Оператор -- Михаил Кричман ("Возвращение").

Актер -- Виктор Сухоруков ("Бедный, бедный Павел").

Актриса -- Мария Звонарева ("Трио").

Роли второго плана -- Инна Чурикова, Владимир Кучеренко.

Музыка к фильму -- Сергей Шнуров ("Бумер").

Художник -- Наталья Кочергина ("Отец и сын").

зарубежное кино:

"Догвиль" -- лучший фильм.

Женская роль -- Николь Кидман.

Мужская роль -- Дэниел Дэй Льюис ("Банды Нью-Йорка").
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.12.2003
Дмитрий Борко
Сезон кинопремий открыл «Золотой овен»
«Овен» -- это награда, вручаемая от имени кинокритиков и кинопрессы. Название двусмысленно: кинопресса -- это те, кто просто рассказывает про кино, а кинокритики -- видимо, те, кто имеет амбиции его судить... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.12.2003
«Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего -- роман года
Новым лауреатом премии «Букер -- Открытая Россия» стал Рубен Давид Гонсалес Гальего, автор романа «Белое на черном» (СПб., «Лимбус Пресс», 2003). Автобиографическое повествование инвалида детства, перенесшего разлуку с матерью и ад советских детдомов, привлекло жюри незаурядным мужеством автора... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  05.12.2003
Двести лет назад родился Федор Тютчев
Общеизвестно, что Тютчев написал очень мало. Менее известно (хотя тоже не тайна), что сочинял он всю жизнь. Мальчиком вопрошал «любезного папеньку»: В сей день счастливый нежность сына/ Какой бы дар принесть могла? Умирая складывал из непослушных слов корявый монолог о жизни, что «над нами тяготеет/ и мучит нас как кошемар». Таимое и -- тут не обойтись без любимой Тютчевым конструкции -- «как бы случайное» стихотворство было для него живейшей личной потребностью. Больше чем кто-либо из русских поэтов, Тютчев имел право сказать -- пишу для себя. И не прибавлять пушкинского разъяснения -- печатаю для денег, ибо публикациями занимались друзья и поклонники, а доходу они не приносили. >>
  • //  05.12.2003
В Москве начался четвертый фестиваль «Французское кино сегодня»
Вчера в «Пушкинском» премьерой «Невезучих» Франсиса Вебера открылся четвертый фестиваль «Французское кино сегодня», основная часть которого пройдет в ЦДЛ. За четыре дня московскому зрителю покажут девять новых фильмов, и по традиции каждую картину представит творческая делегация из актеров и режиссеров. На сцену ЦДЛ выйдут режиссеры всех фильмов, в том числе Франсис Вебер, Клод Миллер, Жан-Поль Рапно, Ален Корно. С актерами повезло меньше -- громкие имена только на афише. Перед московской публикой никто из звезд первой величины не появится, зато на экране можно будет увидеть Жерара Депардье, Пьера Ришара, Жана Рено, Изабель Аджани, Людивин Санье и Вирджинию Ледуайен. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.12.2003
Открылся фестиваль современного танца «Цех»
На задник транслируется видеоролик: три мужика летят в черных бочках над каким-то бескрайним пространством (то ли пустыня, то ли вода). Потом падает сетка, закутывающая всю сцену, и обнаруживаются два высоких металлических помоста слева и справа... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика