Время новостей
     N°228, 05 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2003
Испытание медными трубами
Сезон кинопремий открыл «Золотой овен»
«Овен» -- это награда, вручаемая от имени кинокритиков и кинопрессы. Название двусмысленно: кинопресса -- это те, кто просто рассказывает про кино, а кинокритики -- видимо, те, кто имеет амбиции его судить. 104 анкеты, заполненные всеми, и 52 мнения критиков, входящих в экспертный совет, в этом году, как рассказывают в счетной комиссии, в выборе совпали. И в результате премия за лучший фильм ушла Андрею Звягинцеву за «Возвращение», а лучшим режиссером признан Вадим Абдрашитов за «Магнитные бури». А вот фильм «Бумер», попавший в самое большое количество номинаций, получил «Овна» только за музыку Сергея Шнурова -- к большому разочарованию поклонников, которых даже в зале Дома кино, где проходила церемония, было большинство (если судить по аплодисментам, которыми публика встречала объявления номинантов). Ничего не получили «Старухи» Геннадия Сидорова, входившие в финальный список и в категории «Лучший фильм», и в «Дебют».

Особенностью этого года стало почти полное совпадение этих двух номинаций, за звание лучшего фильма года боролись три первые картины: «Возвращение», «Старухи» и «Бумер», каждая из которых, будь год чуть менее урожайным, могла бы рассчитывать на первенство. Но победил Звягинцев. На мой взгляд, это хорошо, хотя в нынешнем случае не только радуешься за победителя, но сожалеешь о тех, кто им не стал. Уж за дебют-то могли бы дать кому-то другому, тому же «Коктебелю». А вот никак не наградить «Бумера» -- это вызывающе несправедливо, хотя самая главная награда -- признание публики -- у Петра Буслова и его команды и без того есть. Жаль, конечно, что не обнародовано количество голосов, собранных каждым претендентом, потому что одно дело выиграть «всухую» и совсем другое -- двумя-тремя голосами.

В общем, как у российского потребителя, внезапно оказавшегося перед выбором из десятков равно достойных наименований йогуртов или колготок, у российских критиков, привыкших уже к малокартинью, глаза разбегаются, и голова кружится. Что может только радовать поклонников кинематографа.

Меня же более всего порадовали две вещи. Во-первых, на самой церемонии как-то чувствовалось, что публика к происходящему неравнодушна, фильмы ей известны и интересны. А во-вторых, что едва ли не впервые в зале присутствовали почти все номинанты. Кстати, единственная накладка случилась именно с этим: среди претендентов на лучшую мужскую роль на церемонии присутствовали актеры из фильмов «Правда о щелпах» и «Бумер». А вот оказавшийся победителем Виктор Сухоруков («Бедный, бедный Павел») как раз не пришел, так же впрочем, как и приглашенная вручить ему приз Марина Могилевская. Так что, покричав в пустоту: «Эй, кто-нибудь!», ведущие церемонии Тина Канделаки и Владислав Флярковский оставили бедного барашка стоять на сцене. Это может свидетельствовать еще и о том, что утечки информации о наградах действительно не было. Или, что было бы еще более приятно, о том, что кинематографисты перестали чувствовать себя как вечно обиженная старая дева и осознали, что даже если сегодня приз получаешь не ты -- и в твоих руках его достоинство. Конечно, дебютировавшему в кино в фильме «Коктебель» Владимиру Кучеренко, возвращаясь со сцены с «Овном» за лучшую роль второго плана, приятно услышать поздравления от двух других номинантов, Андрея Панина и Евгения Гришковца, но ведь и они от этого не потеряли. Как и Инна Чурикова, которая, получив свой приз за роль второго плана, мило пошутила, сказав, что будет теперь решать, что делать для дальнейшего успеха: то ли перейти на эпизоды, то ли сниматься только у Говорухина. Марк Рудинштейн в своем приветствии специально подчеркнул как особое достоинство согласие Андрея Звягинцева, не знавшего о полной победе, поменять билет и раньше срока вернуться с очередного фестиваля ради праздника на родине, и это говорит о том, как редко встречается сегодня нормальное, уважительное отношение к профессии. И может быть, пример Звягинцева (как, впрочем, и Буслова, и Сидорова, и Хлебникова с Попогребским, не получивших первого приза, но принявших участие в празднике) вразумит их более старших коллег и вернет кино ощущение дела коллективного и веселого.

От старых времен, когда кинематографисты как бедные родственники для привлечения интереса к своим делам приглашали на торжества звезд эстрады, в церемонии сохранилось несколько вставных номеров. Спел куплеты из «Чикаго» Филипп Киркоров, окруженный непременными дивами в перьях, выступила Анастасия Слуцкая, а под занавес прибыла группа из мюзикла «Двенадцать стульев». Но уже появилась здоровая ирония, например, по поводу награждений «Овнами» зарубежных звезд, в уста которых мастер «капустного» озвучивания Борис Грачевский вложил слова благодарности. Впрочем, Ларс фон Триер свой приз получил лично -- но, конечно, не на сцене, а на экране, из рук критика Антона Долина, прилетевшего на днях в Данию по своим делам. Желающие все это увидеть своими глазами смогут посмотреть трансляцию церемонии на канале СТС в субботу.

Призеры "Золотого овна"

Фильм года и лучший дебют -- "Возвращение".

Режиссер -- Вадим Абдрашитов ("Магнитные бури").

Сценарий -- Александр Миндадзе ("Магнитные бури").

Оператор -- Михаил Кричман ("Возвращение").

Актер -- Виктор Сухоруков ("Бедный, бедный Павел").

Актриса -- Мария Звонарева ("Трио").

Роли второго плана -- Инна Чурикова, Владимир Кучеренко.

Музыка к фильму -- Сергей Шнуров ("Бумер").

Художник -- Наталья Кочергина ("Отец и сын").

зарубежное кино:

"Догвиль" -- лучший фильм.

Женская роль -- Николь Кидман.

Мужская роль -- Дэниел Дэй Льюис ("Банды Нью-Йорка").

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино