N°228
05 декабря 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.12.2003
Лебединый вальс черных бочек
Открылся фестиваль современного танца «Цех»

версия для печати
На задник транслируется видеоролик: три мужика летят в черных бочках над каким-то бескрайним пространством (то ли пустыня, то ли вода). Потом падает сетка, закутывающая всю сцену, и обнаруживаются два высоких металлических помоста слева и справа. К ним прикреплены стулья (по три штуки). На стульях сидят девушки. На головах у них -- алюминиевые ведра. Так начинается копродукция фестиваля "Цех" и эстонского театра "Фон Крахл". Называется "Лебединое озеро", постановщики -- Пеетер Ялакас и Саша Пепеляев, и это открытие ежегодного декабрьского фестиваля театров танца «Цех», что проходит в Центре имени Мейерхольда.

Из музыки Чайковского выдраны и закольцованы маленькие куски музыкальных фраз: крошечный фрагмент повторяется раз тридцать, возникает эффект заезженной пластинки (это называется новой транскрипцией, автор -- Сергей Загний). Куски классической хореографии также выдраны из знакомых пленок и размножены (в какой-то момент на экране танцуют сразу четыре четверки маленьких лебедей). Из немаленькой истории музыки и балета постановщикам этого "Лебединого" важен лишь тот факт, что спектакль показывали по телевизору 19 августа 1991 года. "Лебединое" рассматривается как символ советской эпохи и приравнивается к ней.

Потому белый лебедь оказывается румяной теткой с плакатно-остолбенелым выражением лица, а на заднике чередуются кадры проходящих по улице тракторов и пробегающей сквозь строй коллег белой лебедицы. И конечно же именно поэтому ближе к финалу в видеороликах появляются стартующие ракеты. Видео вообще составляет значительную часть спектакля -- и постановщики напрягают фантазию в поисках поверхности для трансляции. В результате изображение присутствует то на развешанных простынях (умирающий лебедь -- персонаж несколько другого балета, но с высоты авторской иронии это конечно же неважно), то на выносимых в руках подушках (в этот момент звучит препарированный "танец маленьких лебедей", а на подушки транслируются чьи-то неопознаваемые головы), а то и вовсе на белых майках мужчин.

Мужчин в спектакле трое. Каждому выдана некая "маска". Один, основательный дядя в пиджаке, смотрелся бы партийным работником, если бы не "ирокез" на лысой голове. Второй -- что-то вроде счетовода, каким его изображали в советских фильмах: жилетик, кепочка, очки. Третий -- мелкий, с прилизанными волосами, одетый в гимнастерку без погон и армейские штаны, -- вариация на тему батьки Махно. Взламывается не советская реальность (Пепеляеву по возрасту из нее достались только восьмидесятые -- колорит уже был не тот), а советские мифы. Вот с мифами он вроде как и воюет.

Три этих мужика ведут себя как петухи в курятнике: семь присутствующих на сцене женщин полностью в их власти. Подчиняется маленький "кордебалет", белая лебедь вышагивает рядом с "ирокезом" как символ единения партии и искусства, а затравленную черную лебедь трое просто насилуют (она потом долго рыдает на высоком помосте, выжимая губку со "слезами" в ведро). При этом сюжета как такового нет; выдана некая ситуация -- вот эти начальники, вот эти подчиненные (мужчины на помосте надевают держащиеся на резинках усы и смотрят на беспорядочные прыжки девиц внизу, как деятели политбюро с Мавзолея -- на демонстрацию).

Порой постановщики придумывают что-то совсем абсурдное и потому не такое скучное: лебединый вальс, например, аккомпанирует ритмическим передвижениям по сцене черных бочек (в них сидят героини). Неплохо выглядит начало -- когда мужчины снимают женщин с помоста с помощью длинного шеста (трюк почти цирковой: зацепившиеся за шест женщины делают в воздухе эффектный виток). Но в целом длящийся около полутора часов спектакль, посвященный разоблачению мифа "Лебединого озера", можно было смотреть только тогда, когда в видеотрансляции можно было увидеть -- хотя бы искореженный -- оригинал. Что говорит либо о живучести старого "Лебединого", либо о мертвечине нового. Или о том и другом вместе.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.12.2003
Дмитрий Борко
Сезон кинопремий открыл «Золотой овен»
«Овен» -- это награда, вручаемая от имени кинокритиков и кинопрессы. Название двусмысленно: кинопресса -- это те, кто просто рассказывает про кино, а кинокритики -- видимо, те, кто имеет амбиции его судить... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.12.2003
«Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего -- роман года
Новым лауреатом премии «Букер -- Открытая Россия» стал Рубен Давид Гонсалес Гальего, автор романа «Белое на черном» (СПб., «Лимбус Пресс», 2003). Автобиографическое повествование инвалида детства, перенесшего разлуку с матерью и ад советских детдомов, привлекло жюри незаурядным мужеством автора... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  05.12.2003
Двести лет назад родился Федор Тютчев
Общеизвестно, что Тютчев написал очень мало. Менее известно (хотя тоже не тайна), что сочинял он всю жизнь. Мальчиком вопрошал «любезного папеньку»: В сей день счастливый нежность сына/ Какой бы дар принесть могла? Умирая складывал из непослушных слов корявый монолог о жизни, что «над нами тяготеет/ и мучит нас как кошемар». Таимое и -- тут не обойтись без любимой Тютчевым конструкции -- «как бы случайное» стихотворство было для него живейшей личной потребностью. Больше чем кто-либо из русских поэтов, Тютчев имел право сказать -- пишу для себя. И не прибавлять пушкинского разъяснения -- печатаю для денег, ибо публикациями занимались друзья и поклонники, а доходу они не приносили. >>
  • //  05.12.2003
В Москве начался четвертый фестиваль «Французское кино сегодня»
Вчера в «Пушкинском» премьерой «Невезучих» Франсиса Вебера открылся четвертый фестиваль «Французское кино сегодня», основная часть которого пройдет в ЦДЛ. За четыре дня московскому зрителю покажут девять новых фильмов, и по традиции каждую картину представит творческая делегация из актеров и режиссеров. На сцену ЦДЛ выйдут режиссеры всех фильмов, в том числе Франсис Вебер, Клод Миллер, Жан-Поль Рапно, Ален Корно. С актерами повезло меньше -- громкие имена только на афише. Перед московской публикой никто из звезд первой величины не появится, зато на экране можно будет увидеть Жерара Депардье, Пьера Ришара, Жана Рено, Изабель Аджани, Людивин Санье и Вирджинию Ледуайен. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.12.2003
Открылся фестиваль современного танца «Цех»
На задник транслируется видеоролик: три мужика летят в черных бочках над каким-то бескрайним пространством (то ли пустыня, то ли вода). Потом падает сетка, закутывающая всю сцену, и обнаруживаются два высоких металлических помоста слева и справа... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика