N°178
24 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.09.2003
Железнодорожник-государственник
Только Геннадий Фадеев подошел под стандарты власти

версия для печати
В понедельник вечером Кремль и Белый дом приняли решение назначить президентом ОАО «РЖД» главу МПС Геннадия Фадеева. "Наверху" пришли к единому мнению -- на данном этапе суперкомпанию должен возглавить железнодорожник-государственник, а Фадеев как никто другой подходит под это определение. Но если учесть пенсионный возраст экс-главы МПС, то становится очевидным, что он временная фигура на новом месте.

Впрочем, было бы неправильно недооценивать масштаб стоящих перед ним задач. Глава РЖД -- ключевая фигура реформирования отрасли. Геннадий Фадеев успешно реализовал первый этап -- провел оценку активов и передачу их на баланс ОАО «РЖД». Второй этап реформирования (2003--2005 гг.) предусматривает создание конкуренции на рынке перевозок, где РЖД отводится ведущая роль. Предполагается, что за время реализации этой важной задачи Фадееву будет найдена достойная замена. В том, что он уйдет, ни у кого нет особых сомнений, впрочем, как не было их и по поводу того, что он возглавит РЖД. Слухи о вероятном назначении Фадеева на пост главы РЖД появились несколько месяцев назад.

По словам гендиректора ЗАО «Металлургтранс» (одна из компаний -- частных перевозчиков) Алексея Хоружего, при Фадееве стало возможно то, что трудно было представить при Николае Аксененко (бывший глава МПС. -- Ред.). Подавление бизнеса (грузоотправителей) сменилось установлением партнерских отношений между МПС и субъектами грузоперевозок. У Геннадия Фадеева, полагает г-н Хоружий, помимо 40-летнего опыта работы в отрасли есть более значимые преимущества перед конкурентами на пост главы РЖД. Многие отмечают, что Фадееву свойствен государственный подход к проблемам отрасли. Какие бы коммерческие интересы ни преследовало РЖД, государство не должно остаться в проигрыше в результате реформирования.

«Фадеев вел реформу, проводил с боем через Думу законы, являющиеся ее нормативно-правовой базой, -- напоминает г-н Хоружий, -- и если бы исполнять эти законы назначили другого, то при случае он бы смог скидывать ответственность на ошибки Фадеева».

Учитывая возраст министра (ему 66 лет), рассматривали возможность назначения Фадеева советником президента по реформированию транспорта, однако этот вариант отпал. На должность президента РЖД выдвигались также кандидатуры замминистра МПС Хасяна Зябирова, курирующего грузоперевозки, и Анатолия Сиденко, отвечающего за взаимодействие со странами СНГ. Скорее всего, теперь они займут должность вице-президентов РЖД, поскольку оба, как отмечают эксперты, обладают незаменимым на первоначальном этапе работы в АО качеством -- умением сбалансировать различные интересы.

В самом МПС не уточняют срок формирования управляющих органов, предлагая «не бежать впереди паровоза». Однако, по мнению высокопоставленного чиновника, этот процесс может растянуться на несколько месяцев. По информации газеты, в руководящий состав войдут восемь вице-президентов. Но прежде по инициативе МЭРТ планируется сократить число железных дорог с 17 до 7 -- по количеству федеральных округов. Представители бизнеса неоднозначно относятся к этой идее и опасаются, что при далекой от совершенства системе отношений между железной дорогой и грузоперевозчиком в результате может усилиться бюрократическая волокита. Не исключено, что вице-президенты будут назначаться исходя из критерия функциональности. В любом случае этот вопрос будет решаться не сразу.

Срок формирования совета директоров также неизвестен. Поскольку на 100% собственником РЖД является правительство, именно за ним остается право назначать и вице-президентов, и совет директоров. Это позволяет говорить о том, что состав совета будет укомплектован правительственными чиновниками.

Однако грузоотправители считают, что поскольку именно потребителям услуг придется снижать издержки перевозок, они должны иметь возможность контролировать процесс реформы через представителей в совете директоров. Некоторые крупные компании-операторы сообщили газете «Время новостей», что намерены продвигать в совет своих кандидатов от РСПП.

На пост главы совета, по информации газеты, обсуждаются кандидатуры представителей кремлевской администрации и Белого дома.

Мнения насчет перспектив основного конкурента экс-министра в борьбе за пост главы РЖД -- питерца и офицера Владимира Якунина -- также разделились. Одни полагают, что он человек в железнодорожной отрасли случайный. Другие уверены, что и Якунину, и Анне Беловой (замглавы МПС. -- Ред.) найдется место в РЖД, поскольку они владеют технологией ведения бизнеса, чего недостает Геннадию Фадееву. Кстати, предполагается, что костяк штата РЖД составят министерские чиновники, не имеющие опыта работы в рыночных условиях. Те, кто прежде курировал в МПС коммерческие грузовые перевозки, уже давно нашли пристанище в частных компаниях-операторах и выстраивают отношения со своими бывшими коллегами из МПС.

Освободившееся же кресло главы МПС займет с приставкой «и.о.» первый заместитель Фадеева Вадим Морозов, который, по информации газеты «Время новостей», и останется на этой должности в обозримой перспективе. Министр, имеющий трех первых замов, очень тщательно подбирал приемника. Приказ о назначении первым замом именно Морозова (а не Зябирова и тем более Якунина), являющегося правой рукой Фадеева и отвечающего за технические вопросы, был подписан еще в марте 2002 года. Между тем стратегия слияния Минтранса и МПС в единый центр, координирующий транспортную систему страны, уже давно созрела в коридорах власти. Но когда это произойдет, пока непонятно. Другое дело, что идея слияния, при котором МПС уготована судьба департамента транспортного ведомства, отторгается Геннадием Фадеевым -- по его мнению, объединение нельзя проводить, пока не окончена реформа в отрасли, т.е. до 2010 года. Однако и такой сценарий маловероятен, поскольку не вписывается в разрабатываемую административную реформу, основным посылом которой является укрупнение министерств.
Яна ВИКТОРОВА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  24.09.2003
Роман Мухаметжанов
Герман Греф пообещал американским и российским нефтяникам и газовикам построить мост
Второй американо-российский энергетический бизнес-саммит вчера завершился объявлением о подписании ряда контрактов между российскими и американскими корпорациями. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский заявил, что 22 и 23 сентября было подписано три контракта и еще шесть подготовлено. А министр экономразвития и торговли России Герман Греф говорит, что основные результаты саммита проявятся лет через пять, когда будут реализовываться масштабные проекты компаниями двух стран... >>
  • //  24.09.2003
Только Геннадий Фадеев подошел под стандарты власти
В понедельник вечером Кремль и Белый дом приняли решение назначить президентом ОАО «РЖД» главу МПС Геннадия Фадеева. "Наверху" пришли к единому мнению -- на данном этапе суперкомпанию должен возглавить железнодорожник-государственник, а Фадеев как никто другой подходит под это определение. Но если учесть пенсионный возраст экс-главы МПС, то становится очевидным, что он временная фигура на новом месте... >>
  • //  24.09.2003
Роман Мухаметжанов
Игорь Макаров пытается выменять у «Газпрома» доступ к трубе
У независимых производителей газа стало одной головной болью больше -- «Газпром» резко увеличил собственную добычу. По итогам этого года план будет превышен на 10 млрд кубометров, а прошлогодняя добыча -- на все 20 млрд. В связи с этим в газотранспортной системе, которая и так на отдельных участках трещит по швам, станет совсем тесно, особенно для независимых производителей. Правда, большинству из них не привыкать... >>
  • //  24.09.2003
И хочет, чтобы забыли его прошлое
Компания McDonald's сегодня запустила в России новые телевизионные рекламные ролики, которые концептуально меняют привычный всем имидж компании. Теперь McDonald's рекламирует не саму продукцию, а активный образ жизни. Новые ролики направлены на продвижение нового слогана: I'm lovin' it. Представители русского McDonald`s не стали навязывать своего варианта перевода слогана, оставив это право потребителю... >>
  • //  24.09.2003
Он не хочет работать с Total
Источник в ЛУКОЙЛе, пожелавший остаться неизвестным, заявил вчера, что компания может отказаться от предоставленного ей права покупки 20-процентной доли в проекте по разработке Харьягинского месторождения, который осваивается в режиме СРП... >>
  • //  24.09.2003
ФКЦБ ужесточит требования к биржам
Недавний скачок индекса РТС, вызванный двумя нерыночными сделками с акциями «Норильского никеля» на фондовой бирже РТС, нашел отражение в новых инициативах Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). По мнению комиссии, биржа должна разработать меры для предотвращения резких колебаний основного индикатора российского фондового рынка. По сути ФКЦБ требует от РТС исключения из схемы расчета индекса адресных сделок... >>
  • //  24.09.2003
Предложив Японии и Китаю поменьше вмешиваться в экономику
В начале недели ведущие мировые рынки испытали легкий шок. В понедельник акции многих компаний США, Японии и Европы стремительно пошли вниз, после того как доллар в очередной раз утратил свои позиции. Падение ведущих финансовых рынков аналитики объясняют реакцией трейдеров на призыв министров финансов G7 отказаться от активного вмешательства правительств в финансовую политику. Данное пожелание относилось главным образом к странам, заинтересованным в ослаблении курса национальной валюты по отношению к доллару для поддержания экспортеров... >>
  • //  24.09.2003
МВФ не спешит давать деньги Белоруссии, а у Всемирного банка она не торопится их брать
На ежегодных встречах МВФ и Всемирного банка, начавшихся в Дубае (ОАЭ) 23 сентября, предполагается обсуждение возможности переговоров о предоставлении Белоруссии финансирования в рамках кредита stand by. Вместе с тем разногласия между сторонами не позволяют рассчитывать на скорое получение финансирования... >>
реклама

[an error occurred while processing this directive]
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика