Время новостей
     N°178, 24 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2003
Железнодорожник-государственник
Только Геннадий Фадеев подошел под стандарты власти
В понедельник вечером Кремль и Белый дом приняли решение назначить президентом ОАО «РЖД» главу МПС Геннадия Фадеева. "Наверху" пришли к единому мнению -- на данном этапе суперкомпанию должен возглавить железнодорожник-государственник, а Фадеев как никто другой подходит под это определение. Но если учесть пенсионный возраст экс-главы МПС, то становится очевидным, что он временная фигура на новом месте.

Впрочем, было бы неправильно недооценивать масштаб стоящих перед ним задач. Глава РЖД -- ключевая фигура реформирования отрасли. Геннадий Фадеев успешно реализовал первый этап -- провел оценку активов и передачу их на баланс ОАО «РЖД». Второй этап реформирования (2003--2005 гг.) предусматривает создание конкуренции на рынке перевозок, где РЖД отводится ведущая роль. Предполагается, что за время реализации этой важной задачи Фадееву будет найдена достойная замена. В том, что он уйдет, ни у кого нет особых сомнений, впрочем, как не было их и по поводу того, что он возглавит РЖД. Слухи о вероятном назначении Фадеева на пост главы РЖД появились несколько месяцев назад.

По словам гендиректора ЗАО «Металлургтранс» (одна из компаний -- частных перевозчиков) Алексея Хоружего, при Фадееве стало возможно то, что трудно было представить при Николае Аксененко (бывший глава МПС. -- Ред.). Подавление бизнеса (грузоотправителей) сменилось установлением партнерских отношений между МПС и субъектами грузоперевозок. У Геннадия Фадеева, полагает г-н Хоружий, помимо 40-летнего опыта работы в отрасли есть более значимые преимущества перед конкурентами на пост главы РЖД. Многие отмечают, что Фадееву свойствен государственный подход к проблемам отрасли. Какие бы коммерческие интересы ни преследовало РЖД, государство не должно остаться в проигрыше в результате реформирования.

«Фадеев вел реформу, проводил с боем через Думу законы, являющиеся ее нормативно-правовой базой, -- напоминает г-н Хоружий, -- и если бы исполнять эти законы назначили другого, то при случае он бы смог скидывать ответственность на ошибки Фадеева».

Учитывая возраст министра (ему 66 лет), рассматривали возможность назначения Фадеева советником президента по реформированию транспорта, однако этот вариант отпал. На должность президента РЖД выдвигались также кандидатуры замминистра МПС Хасяна Зябирова, курирующего грузоперевозки, и Анатолия Сиденко, отвечающего за взаимодействие со странами СНГ. Скорее всего, теперь они займут должность вице-президентов РЖД, поскольку оба, как отмечают эксперты, обладают незаменимым на первоначальном этапе работы в АО качеством -- умением сбалансировать различные интересы.

В самом МПС не уточняют срок формирования управляющих органов, предлагая «не бежать впереди паровоза». Однако, по мнению высокопоставленного чиновника, этот процесс может растянуться на несколько месяцев. По информации газеты, в руководящий состав войдут восемь вице-президентов. Но прежде по инициативе МЭРТ планируется сократить число железных дорог с 17 до 7 -- по количеству федеральных округов. Представители бизнеса неоднозначно относятся к этой идее и опасаются, что при далекой от совершенства системе отношений между железной дорогой и грузоперевозчиком в результате может усилиться бюрократическая волокита. Не исключено, что вице-президенты будут назначаться исходя из критерия функциональности. В любом случае этот вопрос будет решаться не сразу.

Срок формирования совета директоров также неизвестен. Поскольку на 100% собственником РЖД является правительство, именно за ним остается право назначать и вице-президентов, и совет директоров. Это позволяет говорить о том, что состав совета будет укомплектован правительственными чиновниками.

Однако грузоотправители считают, что поскольку именно потребителям услуг придется снижать издержки перевозок, они должны иметь возможность контролировать процесс реформы через представителей в совете директоров. Некоторые крупные компании-операторы сообщили газете «Время новостей», что намерены продвигать в совет своих кандидатов от РСПП.

На пост главы совета, по информации газеты, обсуждаются кандидатуры представителей кремлевской администрации и Белого дома.

Мнения насчет перспектив основного конкурента экс-министра в борьбе за пост главы РЖД -- питерца и офицера Владимира Якунина -- также разделились. Одни полагают, что он человек в железнодорожной отрасли случайный. Другие уверены, что и Якунину, и Анне Беловой (замглавы МПС. -- Ред.) найдется место в РЖД, поскольку они владеют технологией ведения бизнеса, чего недостает Геннадию Фадееву. Кстати, предполагается, что костяк штата РЖД составят министерские чиновники, не имеющие опыта работы в рыночных условиях. Те, кто прежде курировал в МПС коммерческие грузовые перевозки, уже давно нашли пристанище в частных компаниях-операторах и выстраивают отношения со своими бывшими коллегами из МПС.

Освободившееся же кресло главы МПС займет с приставкой «и.о.» первый заместитель Фадеева Вадим Морозов, который, по информации газеты «Время новостей», и останется на этой должности в обозримой перспективе. Министр, имеющий трех первых замов, очень тщательно подбирал приемника. Приказ о назначении первым замом именно Морозова (а не Зябирова и тем более Якунина), являющегося правой рукой Фадеева и отвечающего за технические вопросы, был подписан еще в марте 2002 года. Между тем стратегия слияния Минтранса и МПС в единый центр, координирующий транспортную систему страны, уже давно созрела в коридорах власти. Но когда это произойдет, пока непонятно. Другое дело, что идея слияния, при котором МПС уготована судьба департамента транспортного ведомства, отторгается Геннадием Фадеевым -- по его мнению, объединение нельзя проводить, пока не окончена реформа в отрасли, т.е. до 2010 года. Однако и такой сценарий маловероятен, поскольку не вписывается в разрабатываемую административную реформу, основным посылом которой является укрупнение министерств.

Яна ВИКТОРОВА