N°16
30 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  30.01.2003
Человек, который слишком много знал
Сегодня Леониду Гайдаю исполнилось бы 80 лет

версия для печати
Поверить в это нелегко, но в первый год обучения во ВГИКе Леонид Иович Гайдай был отчислен с режиссерского факультета за «профнепригодность». Он продолжил обучение в мастерской комедийного фильма, окончил ее с отличием и был первым из соучеников, поставившим собственную картину (тут же, правда, изуродованную и положенную на полку). А его отчисление после первого же семестра до сих пор кажется гэгом из комедии абсурда. Ибо в отечественном кино не было, да и до сих пор нет человека, достойного звания кинорежиссера в большей степени, чем Гайдай. Он понимал кино на подсознательном уровне. Его чувство ритма и способность организовывать кинопространство сродни абсолютному музыкальному слуху или врожденной грамотности. Вряд ли кто-то еще, кроме Гайдая, смог бы экранизировать стихотворный фельетон без единого слова и превратить проходную юмореску в маленький, да удаленький комедийный шедевр, каковым до сих пор остается «Пес Барбос и необычный кросс».

Нередко Гайдая сравнивают -- с весьма серьезными на то основаниями -- с сэром Альфредом Хичкоком. К сожалению, у нас не нашлось своего Франсуа Трюффо, составившего из своих многочасовых бесед с автором «Психоза» и «Головокружения» интереснейшую книгу. Поэтому при попытке проанализировать творческий метод Гайдая приходится опираться на разрозненные и не всегда однозначные воспоминания друзей и коллег. В них Гайдай предстает серьезным, очень взрослым человеком, который на репетициях даже самых уморительных сцен оставался сдержанным («Если режиссер будет улыбаться, то зрители не будут»), но в жизни обладал весьма своеобразным и тонким чувством юмора. Он поддерживал на съемках строгую дисциплину, но был неизменно чуток к удачной импровизации -- львиная доля хрестоматийных теперь уже трюков и ставших крылатыми фраз родилась прямо на площадке. Он старался, чтобы самые смешные шутки в фильме не попадали на финал части, дабы нерадивые киномеханики не «срезали» ударные моменты, меняя бобины в проекторе. И мог дать волю своему шестому кинематографическому чувству, не особенно заботясь о том, как это будет воспринято («Критики потом объяснят»). Вряд ли Леонид Гайдай вкладывал в свои фильмы и половину тех скрытых смыслов, которыми они кажутся наполненными сегодня. Антисоветчиком и диссидентом Гайдай, конечно, не был. Социальные неурядицы интересовали его ровно в той степени, в какой могли послужить материалом для кинематографического высказывания. Его чувство смешного было всеобъемлющим и потому уникальным. Объектом изысканной насмешки оказывались вещи, над которыми было не принято смеяться (и не только из-за возможных цензурных препон), но в них нет и грана пустого, бессмысленного зубоскальства. Сцена из «Бриллиантовой руки», где Геша Козодоев шагает аки посуху за мальчуганом, которого щеголеватый контрабандист принял за Спасителя, остается одним из самых уморительных и одновременно перехватывающих дыхание эпизодов отечественного кино. Так -- и над таким -- до Гайдая смеялся, пожалуй, только Луис Бунюэль.

Гайдай как никто чувствовал время, его вкус, запах, фактуру. По «Операции «Ы», «Кавказской пленнице», в первую очередь «Бриллиантовой руке» можно и нужно изучать феноменологию советского человека. Эстетическая цельность советских шестидесятых стала основой лучших его картин. Когда же советская культура начала мутировать и терять свой неповторимый стиль, чуткий Гайдай растерялся. Он смог увидеть истоки мещанской культуры 70-х в нэпманском житье-бытье персонажей Зощенко («Не может быть!»), отважно -- и триумфально -- перенес действие булгаковской пьесы в современную ему Москву («Иван Васильевич меняет профессию»), обнаружил удачный материал для эксцентрической комедии в мало кому ведомой классике финской литературы («За спичками»)... Но «Двенадцать стульев» и «Ревизор» (переименованный в «Инкогнито из Петербурга») решительно не удались. А в последующих -- сначала «застойных», а чуть позже и «перестроечных» комедиях -- безвкусица окружающего мира окончательно сломила его талант. На смену стильной ковбойке Шурика пришли чудовищные вареные костюмы сыщиков-кооператоров и по-плохому неправдоподобных шпионов с Брайтон-Бич. И с этим ничего нельзя было поделать.

Но даже несмотря на неудачи, Леонид Гайдай останется в истории отечественного кино фигурой уникальной. Режиссером, обладающим уникальным знанием, которое позволяло ему повелевать движущимся изображением. Гениальным визионером, показавшим целой стране, что такое настоящее кино, и во многом подготовившим широкую публику к знакомству с мировой киноклассикой: после гайдаевских фильмов братья Маркс или тот же Хичкок воспринимались уже как родные. Порой его фантазия доходила до пределов, где уже не оставалось места здравому смыслу. «Бриллиантовую руку» Гайдай хотел закончить хроникальными кадрами атомного взрыва. Очень может быть, что замысел этого эпизода был своего рода пресловутой «белой собачкой», должной сосредоточить на себе внимание цензоров и отвлечь их от всего остального.

Но почему-то не отпускает ощущение, что взрыв понадобился Гайдаю для чего-то другого -- невыразимого и важного. О чем имел представление только он сам. Невозмутимый человек с библейским отчеством, заставивший миллионы людей смеяться до упаду. И предельно наглядно объяснивший им, что такое настоящее кино.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.01.2003
Екатерина Дашкова в новой выставке Исторического музея
Трещина, обозначившаяся в жизни людей, свято веривших в неколебимость смоделированной ими системы «просвещенного» мироздания, могла бы стать темой вставки в ГИМ. Но не стала. В таком патриотическом заведении, как Государственный Исторический музей, кракелюрам не место. Выставка, посвященная княгине Дашковой, напоминала светский салон героини Льва Толстого Анны Павловны Шерер.... >>
  • //  30.01.2003
У этой статьи очень простой и очень конкретный повод. В число моих обязанностей входит просмотр сообщений российских и зарубежных агентств по культуре, хотя многолетний опыт и показывает, что полезность этого занятия стремится к нулю. И если для журналистов, специализирующихся по политике или экономике, информация из агентств -- хлеб насущный, то культура ходит в падчерицах. ТАСС под рубрикой «Культура» то и дело балует абсурдными фенологическими этюдами в духе «даже старожилы не припомнят такой суровой зимы» или сообщениями о церковных праздниках. C Reuters и прочими зарубежными агентствами -- другая проблема: вместо «культуры» у них сплошной entertainment, где разводу Круза и Кидман уделяется куда больше внимания, чем выставке Кандинского или гастролям New York City Ballet. (Так что, как это ни прискорбно и ни цинично, но единственная польза, которую агентства могут принести «культурному» журналисту, заключается в своевременном обнародовании некрологов.).. >>
  • //  30.01.2003
Сегодня Леониду Гайдаю исполнилось бы 80 лет
Поверить в это нелегко, но в первый год обучения во ВГИКе Леонид Иович Гайдай был отчислен с режиссерского факультета за «профнепригодность». Он продолжил обучение в мастерской комедийного фильма, окончил ее с отличием и был первым из соучеников, поставившим собственную картину (тут же, правда, изуродованную и положенную на полку). А его отчисление после первого же семестра до сих пор кажется гэгом из комедии абсурда. Ибо в отечественном кино не было, да и до сих пор нет человека, достойного звания кинорежиссера в большей степени, чем Гайдай. Он понимал кино на подсознательном уровне. Его чувство ритма и способность организовывать кинопространство сродни абсолютному музыкальному слуху или врожденной грамотности. Вряд ли кто-то еще, кроме Гайдая, смог бы экранизировать стихотворный фельетон без единого слова и превратить проходную юмореску в маленький, да удаленький комедийный шедевр, каковым до сих пор остается «Пес Барбос и необычный кросс»... >>
  • //  30.01.2003
Умерла Наталья Дудинская
Четыре месяца назад ей исполнилось 90 лет. Балет многое отнимает, но взамен часто дает долголетие. Королева в отставке, но не в изгнании (30 лет, когда она была прима-балериной Мариинки, теряются в дыму десятилетий; Петербургу Дудинская не изменяла никогда), она и в последний свой год приходила на спектакли родного театра, и ее мнение затем долго обсуждалось в околобалетных кругах, его повторяли то раздраженно, то торжествующе... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика