N°16 30 января 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Корона без пятен Екатерина Дашкова в новой выставке Исторического музея
«Я знаю только два предмета, которые были способны воспламенить мои бурные инстинкты, не чуждые моей природе: неверность мужа и грязные пятна на светлой короне Екатерины II». Слова, обращенные к мистрис Гамильтон, принадлежат княгине -- директору Петербургской академии наук, президенту Российской академии Екатерине «Малой» Дашковой. Жизнь Екатерины Романовны -- словно иллюстрация того непреодолимого конфликта Века Просвещения, что стал темой гениального «готического» фильма Тима Бертона «Сонная лощина». Помните, там философ в ладненько скроенном камзоле, вольтерианец и адепт «здравого смысла», common sense, то и дело попадал в ситуации, в которых здравый смысл, что гильотина для безголового всадника, что механический соловей, залетевший в настоящую, дремучую и страшную чащобу. Рациональные модели, в которые идеологи Просвещения пытались впихнуть клокочущую и бурлящую, иррациональную и непокорную живую жизнь, в соприкосновении с ней самой лопались как мыльные пузыри. Или, по Мандельштаму, они напоминали бездонные омуты, где все подводное оказалось на поверхности, ни глубины, ни влаги. Ход истории, «река времен» плотину сокрушала, и рассудочные добродетели Просвещения оказывались лишь галькой и ракушками на дне полноводного океана жизни.
Екатерина Романовна «жаждала быть любимой и хотела заинтересовать собой всех, кого любила». Но, по словам Д.Л. Мордовцева, «отзыва на все это она не могла найти ни в ком». Возможно, виной был тяжелый характер, амбиции и прямота суждений. Ее горячо любимый супруг, Михайло Иванович, скончался в возрасте 28 лет. Второй раз Дашкова замуж не вышла. Екатерина Романовна мечтала быть совершенной воспитательницей своих детей. Приложила все возможные старания, чтобы дать образование обожаемому сыну Павлу. Обивала пороги, писала рекомендательные письма, опекала во время учебы в Эдинбургском университете, лично сопровождала в обязательном для дворян того времени Grand Tour, «большом путешествии» по Европе. Но Павел непочтительно по отношению к матери тайком женился на неродовитой купчихе Алферовой. Не был счастлив в браке, тем самым множил родительскую скорбь. Неколебимая уверенность в том, что родитель знает истинное счастье чада, возникшее вследствие этого желание прожить жизнь за ребенка, мелочная опека навсегда отравили отношения между Дашковой и ее дочерью Анастасией. В довершение несчастий матери-Дашковой пришлось пережить смерть сына. Екатерина Романовна придумала себе программу, которой должен соответствовать идеальный монарх. И желала настойчиво, чтобы Екатерина Великая эту программу приняла. А Екатерина Великая не желала соответствовать лекалам Екатерины Маленькой. Как следствие -- постоянная дуэль амбиций, интриги и женское тщеславие. Несмотря на то что Дашкова сыграла не последнюю роль в возведении Екатерины на престол 28 июня 1762 года, в конце концов императрица, как сказал Герцен, «отдалилась от нее с быстротой истинно царской неблагодарности». Екатерина Романовна верила, что добродетельный человек -- это человек в науках и художествах сведущий. Ревностно пеклась княгиня о славе российского образования. Возглавляла две академии, издала в 1789--1794 годах словарь русского языка в шести томах. (Его почитали «исполином» Карамзин и Пушкин.) Однако после смерти Екатерины княгиня Дашкова попала в опалу, от высоких академических постов была отстранена. Сослана Павлом Петровичем. Последние годы провела в подмосковном имении Троицкое. Трещина, обозначившаяся в жизни людей, свято веривших в неколебимость смоделированной ими системы «просвещенного» мироздания, могла бы стать темой вставки в ГИМ. Но не стала. В таком патриотическом заведении, как Государственный Исторический музей, кракелюрам не место. Выставка, посвященная княгине Дашковой, напоминала светский салон героини Льва Толстого Анны Павловны Шерер. Из динамиков звучат милые романсы и арии. Стенды подсвечены нарядным фиолетовым. Множество коробочек, комодиков, секретерчиков. Опрятные портретики, место хранения которых (в подготовке выставки участвовали, помимо ГИМ, и Архив древних актов, и Эрмитаж, и Владимиро-Суздальский музей, и много кто еще) определить решительно невозможно. Все такое легкомысленно-костюмное, как сериал Светланы Дружининой о дворцовых переворотах. Какая уж тут «Сонная лощина»! Одна отрада, что к выставке Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой открыл в музее киоск, в котором продает выпущенные им собрания сочинений княгини и первые два тома переизданного знаменитого словаря-исполина.
Екатерина Дашкова в новой выставке Исторического музея Трещина, обозначившаяся в жизни людей, свято веривших в неколебимость смоделированной ими системы «просвещенного» мироздания, могла бы стать темой вставки в ГИМ. Но не стала. В таком патриотическом заведении, как Государственный Исторический музей, кракелюрам не место. Выставка, посвященная княгине Дашковой, напоминала светский салон героини Льва Толстого Анны Павловны Шерер.... >>
У этой статьи очень простой и очень конкретный повод. В число моих обязанностей входит просмотр сообщений российских и зарубежных агентств по культуре, хотя многолетний опыт и показывает, что полезность этого занятия стремится к нулю. И если для журналистов, специализирующихся по политике или экономике, информация из агентств -- хлеб насущный, то культура ходит в падчерицах. ТАСС под рубрикой «Культура» то и дело балует абсурдными фенологическими этюдами в духе «даже старожилы не припомнят такой суровой зимы» или сообщениями о церковных праздниках. C Reuters и прочими зарубежными агентствами -- другая проблема: вместо «культуры» у них сплошной entertainment, где разводу Круза и Кидман уделяется куда больше внимания, чем выставке Кандинского или гастролям New York City Ballet. (Так что, как это ни прискорбно и ни цинично, но единственная польза, которую агентства могут принести «культурному» журналисту, заключается в своевременном обнародовании некрологов.).. >>
Сегодня Леониду Гайдаю исполнилось бы 80 лет Поверить в это нелегко, но в первый год обучения во ВГИКе Леонид Иович Гайдай был отчислен с режиссерского факультета за «профнепригодность». Он продолжил обучение в мастерской комедийного фильма, окончил ее с отличием и был первым из соучеников, поставившим собственную картину (тут же, правда, изуродованную и положенную на полку). А его отчисление после первого же семестра до сих пор кажется гэгом из комедии абсурда. Ибо в отечественном кино не было, да и до сих пор нет человека, достойного звания кинорежиссера в большей степени, чем Гайдай. Он понимал кино на подсознательном уровне. Его чувство ритма и способность организовывать кинопространство сродни абсолютному музыкальному слуху или врожденной грамотности. Вряд ли кто-то еще, кроме Гайдая, смог бы экранизировать стихотворный фельетон без единого слова и превратить проходную юмореску в маленький, да удаленький комедийный шедевр, каковым до сих пор остается «Пес Барбос и необычный кросс»... >>
Умерла Наталья Дудинская Четыре месяца назад ей исполнилось 90 лет. Балет многое отнимает, но взамен часто дает долголетие. Королева в отставке, но не в изгнании (30 лет, когда она была прима-балериной Мариинки, теряются в дыму десятилетий; Петербургу Дудинская не изменяла никогда), она и в последний свой год приходила на спектакли родного театра, и ее мнение затем долго обсуждалось в околобалетных кругах, его повторяли то раздраженно, то торжествующе... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|