N°16
30 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  30.01.2003
Рожденная для классики
Умерла Наталья Дудинская

версия для печати
Четыре месяца назад ей исполнилось 90 лет. Балет многое отнимает, но взамен часто дает долголетие. Королева в отставке, но не в изгнании (30 лет, когда она была прима-балериной Мариинки, теряются в дыму десятилетий; Петербургу Дудинская не изменяла никогда), она и в последний свой год приходила на спектакли родного театра, и ее мнение затем долго обсуждалось в околобалетных кругах, его повторяли то раздраженно, то торжествующе.

Мнение это не было неожиданным: в последние годы театр стал отказываться от авторских работ и редакций классики, сочиненных Константином Сергеевым -- партнером и мужем Натальи Дудинской, вдвоем с которым она правила театром много лет. Переставили «Золушку», «Спящую красавицу», «Баядерку». Дудинской это нравиться конечно же не могло: казалось, что перечеркивается жизнь.

На самом деле ее биография вовсе не отменялась уходом этих спектаклей. С ними уходили истории партийно-административного прошлого, не более того. Осыпалась шелуха обстоятельств, мешающих бледному мрамору легенды.

Легенды образцовой классической балерины. Природа и школа выточили ее для классики, классику она и танцевала, охватив весь диапазон -- от юной принцессы Авроры на сцене до вихреподобной и злобной Феи Карабосс в кино (ей было 54, когда снимался этот фильм-балет; пуанты мелькают как бешеные). Но любимой ученице Агриппины Вагановой, виртуозу, получающему удовольствие от точно сделанного трюка, досталась эпоха драмбалета, полагавшая классический танец искусством несовершенным, ненадежным, нуждающимся в оправдании сюжетом. Для другой бы это стало катастрофой -- а в Дудинской было столько энергии, что самая вялая вампука обретала необходимый драйв. А уж в «Лауренсии», в которую, по всей видимости, Чабукиани влил весь свой легендарный темперамент, она заводила зал до стадионных оваций. (Любовь Блок, идеолог балета тех лет, отмечала, что в балете по драме Лопе де Веги о подвергшейся надругательству испанской девушке, поднимающей народное восстание, нет трагедии; еще бы, добавим мы, представить себе всегда победительную Дудинскую униженной невозможно, потому уменьшалась амплитуда сюжета.)

Она была всем сразу в Мариинском (тогда Кировском) театре. Первая балерина и первая леди. Обладала властью художественной и деловой, соединяя в себе все качества на свете. И, став педагогом, вырастила в своем классе поп-игрушку Анастасию Волочкову и харизматическую супербалерину Ульяну Лопаткину. Снова обозначив весь балетный диапазон.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.01.2003
Екатерина Дашкова в новой выставке Исторического музея
Трещина, обозначившаяся в жизни людей, свято веривших в неколебимость смоделированной ими системы «просвещенного» мироздания, могла бы стать темой вставки в ГИМ. Но не стала. В таком патриотическом заведении, как Государственный Исторический музей, кракелюрам не место. Выставка, посвященная княгине Дашковой, напоминала светский салон героини Льва Толстого Анны Павловны Шерер.... >>
  • //  30.01.2003
У этой статьи очень простой и очень конкретный повод. В число моих обязанностей входит просмотр сообщений российских и зарубежных агентств по культуре, хотя многолетний опыт и показывает, что полезность этого занятия стремится к нулю. И если для журналистов, специализирующихся по политике или экономике, информация из агентств -- хлеб насущный, то культура ходит в падчерицах. ТАСС под рубрикой «Культура» то и дело балует абсурдными фенологическими этюдами в духе «даже старожилы не припомнят такой суровой зимы» или сообщениями о церковных праздниках. C Reuters и прочими зарубежными агентствами -- другая проблема: вместо «культуры» у них сплошной entertainment, где разводу Круза и Кидман уделяется куда больше внимания, чем выставке Кандинского или гастролям New York City Ballet. (Так что, как это ни прискорбно и ни цинично, но единственная польза, которую агентства могут принести «культурному» журналисту, заключается в своевременном обнародовании некрологов.).. >>
  • //  30.01.2003
Сегодня Леониду Гайдаю исполнилось бы 80 лет
Поверить в это нелегко, но в первый год обучения во ВГИКе Леонид Иович Гайдай был отчислен с режиссерского факультета за «профнепригодность». Он продолжил обучение в мастерской комедийного фильма, окончил ее с отличием и был первым из соучеников, поставившим собственную картину (тут же, правда, изуродованную и положенную на полку). А его отчисление после первого же семестра до сих пор кажется гэгом из комедии абсурда. Ибо в отечественном кино не было, да и до сих пор нет человека, достойного звания кинорежиссера в большей степени, чем Гайдай. Он понимал кино на подсознательном уровне. Его чувство ритма и способность организовывать кинопространство сродни абсолютному музыкальному слуху или врожденной грамотности. Вряд ли кто-то еще, кроме Гайдая, смог бы экранизировать стихотворный фельетон без единого слова и превратить проходную юмореску в маленький, да удаленький комедийный шедевр, каковым до сих пор остается «Пес Барбос и необычный кросс»... >>
  • //  30.01.2003
Умерла Наталья Дудинская
Четыре месяца назад ей исполнилось 90 лет. Балет многое отнимает, но взамен часто дает долголетие. Королева в отставке, но не в изгнании (30 лет, когда она была прима-балериной Мариинки, теряются в дыму десятилетий; Петербургу Дудинская не изменяла никогда), она и в последний свой год приходила на спектакли родного театра, и ее мнение затем долго обсуждалось в околобалетных кругах, его повторяли то раздраженно, то торжествующе... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика