Время новостей
     N°16, 30 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2003
Рожденная для классики
Умерла Наталья Дудинская
Четыре месяца назад ей исполнилось 90 лет. Балет многое отнимает, но взамен часто дает долголетие. Королева в отставке, но не в изгнании (30 лет, когда она была прима-балериной Мариинки, теряются в дыму десятилетий; Петербургу Дудинская не изменяла никогда), она и в последний свой год приходила на спектакли родного театра, и ее мнение затем долго обсуждалось в околобалетных кругах, его повторяли то раздраженно, то торжествующе.

Мнение это не было неожиданным: в последние годы театр стал отказываться от авторских работ и редакций классики, сочиненных Константином Сергеевым -- партнером и мужем Натальи Дудинской, вдвоем с которым она правила театром много лет. Переставили «Золушку», «Спящую красавицу», «Баядерку». Дудинской это нравиться конечно же не могло: казалось, что перечеркивается жизнь.

На самом деле ее биография вовсе не отменялась уходом этих спектаклей. С ними уходили истории партийно-административного прошлого, не более того. Осыпалась шелуха обстоятельств, мешающих бледному мрамору легенды.

Легенды образцовой классической балерины. Природа и школа выточили ее для классики, классику она и танцевала, охватив весь диапазон -- от юной принцессы Авроры на сцене до вихреподобной и злобной Феи Карабосс в кино (ей было 54, когда снимался этот фильм-балет; пуанты мелькают как бешеные). Но любимой ученице Агриппины Вагановой, виртуозу, получающему удовольствие от точно сделанного трюка, досталась эпоха драмбалета, полагавшая классический танец искусством несовершенным, ненадежным, нуждающимся в оправдании сюжетом. Для другой бы это стало катастрофой -- а в Дудинской было столько энергии, что самая вялая вампука обретала необходимый драйв. А уж в «Лауренсии», в которую, по всей видимости, Чабукиани влил весь свой легендарный темперамент, она заводила зал до стадионных оваций. (Любовь Блок, идеолог балета тех лет, отмечала, что в балете по драме Лопе де Веги о подвергшейся надругательству испанской девушке, поднимающей народное восстание, нет трагедии; еще бы, добавим мы, представить себе всегда победительную Дудинскую униженной невозможно, потому уменьшалась амплитуда сюжета.)

Она была всем сразу в Мариинском (тогда Кировском) театре. Первая балерина и первая леди. Обладала властью художественной и деловой, соединяя в себе все качества на свете. И, став педагогом, вырастила в своем классе поп-игрушку Анастасию Волочкову и харизматическую супербалерину Ульяну Лопаткину. Снова обозначив весь балетный диапазон.

Анна ГОРДЕЕВА