N°14
28 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  28.01.2003
Секс и насилие
Завтра премьера «Необратимости»

версия для печати
В начале фильма титры ползут по экрану вверх ногами и в зеркальном отражении, но публика свистит, топает ногами и костерит киномеханика совершенно напрасно. Механик не виноват, пленка вставлена правильно. Это просто французский режиссер аргентинского происхождения Гаспар Ноэ наглядно демонстрирует зрителям, что «время разрушает все» (этим титром закончится «Необратимость») и запустить его в обратном направлении можно только в кино. Любителям фильма Кристофера Нолана «Мементо» (равно как и бывшим отличникам, которые прилежно изучали инверсию хронологии в «Герое нашего времени») композиционный прием Ноэ не покажется верхом оригинальности. Действие в «Необратимости» развивается в обратном порядке. Десять последовательных сцен, каждая из которых (кроме первой, разумеется) хронологически предшествует предыдущей, расскажут простую, как кровь, историю. Прекрасная женщина (Моника Беллуччи) становится жертвой зверского изнасилования; ее возлюбленный (Венсан Кассель) мстит за злодеяние. Начнется картина с мести -- жесточайшей драки в подпольном гей-притоне, а закончится любовной идиллией, участники которой и не подозревают о том, какую пакость заготовил для них сценарист.

«Необратимость» была приглашена в конкурс прошлогоднего Каннского кинофестиваля и вызвала у французской прессы примерно такую же реакцию, как «Одиночество крови» -- у наших родных кинокритиков. Жесткому жанровому кино, снятому не без формальной изобретательности, решительно отказали в праве соревноваться с «Пианистом» и «Русским ковчегом». И совершенно напрасно. Фильмы, подобные «Необратимости», ничего особенного собой не представляя, тем не менее способны напомнить о том, зачем зрители ходят в кино. Это типичный exploitation film -- «кино эксплуатации», которое радостно потакает самым низменным и примитивным желаниям публики. Главное, чтоб было, что эксплуатировать. Ну а с этим у Ноэ все в порядке. Он на полную катушку использует красоту Беллуччи, незаурядное актерское дарование ее мужа Венсана Касселя, их имидж самой звездной и сексуальной пары Франции и, наконец, свое собственное режиссерское воображение. И пусть примитивный сценарий и навязчивое визуальное решение (ручная камера суматошно мечется в темных закоулках парижского андерграунда) не выдерживают никакой критики, фильм гарантирует порцию адреналина.

...Особенно забавным показалось каннское соседство «Необратимости» с «Русским ковчегом» Александра Сокурова. Вроде бы два полюса, две противоположности. С одной стороны, десятиминутное изнасилование в подземном переходе. С другой -- духовность и вечные ценности. Меж тем формальное решение двух фильмов едва ли не идентично: и тот и другой сняты одним планом (в «Необратимости» склейки есть, но тщательно замаскированные), и тот и другой построены как эффектные, визуально избыточные экскурсии (только в «Ковчеге» нас проводят по музейным залам, а в «Необратимости» -- по притонам парижского дна).

Поставив эти фильмы рядом, каннские организаторы обратили внимание именно что на обратимость «движущихся картинок». Они -- что дышло. Хочешь -- пускай в одном направлении, хочешь -- в другом. Хочешь -- снимай голую правду, хочешь -- наслаждайся демиургическим компьютерным всевластием. Хочешь -- думай о вечном, хочешь -- буди в благопристойном зрителе инстинкты эротомана, вуайера и садиста. С последней задачей, надо сказать, Гаспар Ноэ справляется очень и очень неплохо. Гораздо лучше, чем Александр Сокуров -- с вечностью.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.01.2003
«Мамапапасынсобака» в театре «Современник»
Высказывания о спектакле «Мамапапасынсобака», поставленном Ниной Чусовой по пьесе сербской журналистки Биляны Срблянович, отличаются редкостным единодушием. Спектакль остроумен, ярок, динамичен, красиво выстроен и блестяще сыгран. Он поучителен без назойливости и общедоступен в лучшем смысле этого слова. Аншлаги ему обеспечены надолго... >>
  • //  28.01.2003
Завтра премьера «Необратимости»
В начале фильма титры ползут по экрану вверх ногами и в зеркальном отражении, но публика свистит, топает ногами и костерит киномеханика совершенно напрасно. Механик не виноват, пленка вставлена правильно. Это просто французский режиссер аргентинского происхождения Гаспар Ноэ наглядно демонстрирует зрителям, что «время разрушает все»... >>
  • //  28.01.2003
Третьяковская галерея сделала свой выбор
Выставка «Московская абстракция. Вторая половина XX века», которую наша газета анонсировала в пятницу, получилась камерной по масштабу и внятной по идее. Композицией рифмуется с двустворчатым складнем. Первая створка -- анфилада -- искусство гуру андерграунда 60--70-х годов. Собрано в основном из фондов коллекции Андрея Ерофеева, переданной ГТГ из бывшего музея «Царицыно». Открывают «Абстракцию» патриархи-лианозовцы, Евгений и Лев Кропивницкие, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин. В следующем зале -- работы близких в те далекие годы «Лианозовской группе» Владимира Слепяна, Юрия Злотникова, созданные в манере европейского «ташизма»: черные пятна-молоточки, выстукивающие психоделическую морзянку на белых плоскостях. Далее -- ученики Элия Белютина, а также московские метафизики абстракции Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг... >>
  • //  28.01.2003
Вместо журнального обзора
Вместо журнального обзора... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика