N°127
15 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  15.07.2003
На кларнете и трубе
В возрасте 95 лет умер джазмен Бенни Картер

версия для печати
Имя Бенни Картера сейчас известно только любителям джаза, и то не всем. А между тем, не будь на свете Дюка Эллингтона, его место определенно занял бы Беннет Лестер Картер, он же просто Бенни. Бенни дружил с трубачом, придумавшим оркестру Эллингтона характерный «звук джунглей», и даже научился играть в точности так же, оставаясь при этом очень хорошим кларнетистом, которого одобрил сдержанный на похвалу «король свинга» Бенни Гудмен. Мало кто из любителей джаза знает, что многие аранжировки для гудменовского оркестра 30-х годов, приписываемые Флетчеру Хендерсону, на самом деле принадлежали Бенни Картеру. А со своим оркестром он записал «Симфонию в стиле «рифф» -- трехминутную музыкальную поэму, под которой охотно подписался бы главный композитор джаза Дюк Эллингтон.

После экономического кризиса конца 20-х -- начала 30-х годов Картер, так же как Армстронг и Эллингтон, на время укрылся в Европе. Буквально сойдя с парохода в Старом Cвете, он получил приглашение стать аранжировщиком танцевального оркестра BBC. Сочинил для солистки этого оркестра хит When Lights are Low и первый в истории «Джазовый вальс». И между прочим, успел войти в историю европейского джаза, записавшись на пластинки с первым значительным джазменом-европейцем -- бельгийским цыганом Джанго Рейнхардтом.

В начале 40-х Картер вернулся за океан и упорно продолжал собирать большие оркестры, хотя мода на них явно шла на спад. Когда маэстро спросили, зачем он это делает, Картер ответил: «Ах, этот сладкий запах провала!»

При этом он брал к себе на работу молодых негритянских новаторов, создателей первого стиля современного джаза -- би-бопа. И даже освоил этот авангардный по тем временам стиль не хуже самого Диззи Гиллеспи. Вообще, Картер был, кажется, единственным в истории джазменом, который одинаково хорошо играл на двух, казалось бы, взаимоисключающих инструментах -- на трубе и на саксофоне.

На вид неприступный трудоголик, Картер был общительным, остроумным, а когда надо, и язвительным собеседником.

«Однажды в Сент-Луисе мы играли на танцах, и я заметил одну парочку, которая танцевала, глядя только на оркестр. Потом эта парочка прямо в танце приблизилась к сцене, и дамочка, не останавливаясь, спросила меня: «Скажите, а ваш пианист, он черный или белый?». Ну, я и ответил: «Не знаю, я никогда его об этом не спрашивал».

Когда джаз стал выходить из моды, Картер прекрасно устроился в Голливуде и на TV. Это он написал музыку к «Снегам Килиманджаро» по Хемингуэю (и его даже можно увидеть в кадре с Грегори Пеком) и долгое время сопровождал своей игрой телепрограмму знаменитого комика Боба Хоупа. Как это нередко бывает, если джазмен уж живет долго, то форму он сохраняет.

Когда Бенни Картеру было уже за девяносто, ему понадобилось обновить водительские права. Он сразу же прошел проверку зрения. «Вы что, не носите очки?» -- спросил его удивленный автоинспектор. «Обязательно ношу, -- ответил девяностолетний музыкант, -- но только когда читаю».

В музыке у него был абсолютный слух. Музыкант в принципе может его и не иметь, но умение безошибочно и на слух определять верный тон помогает руководителям музыкальных коллективов работать гораздо быстрее, эффективнее и конструктивнее. Если, конечно, они от природы наделены еще и всем тем, чем был одарен Бенни Картер.
Дмитрий Ухов

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.07.2003
Гамбургский балет показал «Чайку» Джона Ноймайера
Пронзительно синий задник (озеро). К нему придвинут небольшой деревянный помост. Слева -- деревянная лесенка. Когда готовится представление Костиной пьесы, двое рабочих устанавливают около задника парочку искусственных деревьев. Больше никаких декораций. Масса воздуха, масса пустого пространства. «Чайка» Джона Ноймайера продуваема ветром с озера... >>
  • //  15.07.2003
В возрасте 95 лет умер джазмен Бенни Картер
Имя Бенни Картера сейчас известно только любителям джаза, и то не всем. А между тем, не будь на свете Дюка Эллингтона, его место определенно занял бы Беннет Лестер Картер, он же просто Бенни... >>
  • //  15.07.2003
Французская актриса поговорила о Луисе Буньюэле и Коко Шанель
Вчера в Центральном доме предпринимателей французская актриса Кароль Буке дала пресс-конференцию накануне премьеры черной комедии «Семейка Роуз» в кинотеатре «35 ММ». Поскольку фильм, высмеивающий «идеальную» буржуазную семью, получился банальным, журналисты проявили мало интереса к актерской работе Кароль Буке. В основном они интересовались секретами ее красоты, трудностями общения с Луисом Буньюэлем в далеком 1978-м и первыми впечатлениями от русских мужчин... >>
  • //  15.07.2003
«Славянский базар в Витебске» продолжается
13 июля витебляне праздновали День города. По этому поводу в рамках «Славянского базара» проводится День культуры Белоруссии. В этом году белорусские музыканты чествовали скончавшегося весной композитора и музыканта Владимира Мулявина, создателя группы «Песняры»... >>
  • //  15.07.2003
Владимир Казимирович Шилейко (1891--1930) был великим филологом (прежде всего специалистом по шумерскому языку -- по свидетельству современника, читал, «как простые письма, вавилонскую клинопись»), незаурядным, хотя и «трудным» слагателем стихов, истовым ценителем и феноменальным знатоком поэзии (в равной мере -- древней и современной). И все же в историю культуры вошел в ином «чине» -- вторым мужем Анны Ахматовой. Тем, кто был между Гумилевым и Пуниным... >>
  • //  15.07.2003
Подпись к балету Тригорин -- хореограф из стареющих премьеров. Еще хорошо прыгает, уже плохо ставит >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика