N°11
23 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2003
Эх, залетные
Голландские «Ангелы» в Москве

версия для печати
Introdans стал первой иностранной балетной труппой, появившейся на Новой сцене Большого театра. Сцена эта после того, как начальство пересмотрело планы ремонта и решило не закрывать надолго главное здание, потеряла черты планируемого лагеря оперно-балетных беженцев и обрела статус экспериментальной площадки. Таким образом, привезшая свою недавнюю премьеру голландская труппа невольно была поставлена в грядущий ряд экспериментаторов и новаторов, чего вовсе не ожидала.

Вряд ли Тону Виххерсу и Руту Воринсхолту, руководителям Introdans, путь их театра кажется сколько-нибудь экстремальным. Не тот темперамент и не те задачи. (В момент создания, тридцать лет назад, главными устремлениями театра были просветительские: Introdans -- это «введение в танец». Многое и осталось.) Балеты, которые ставит сам Виххерс (например, привезенный «Палимпсест» на музыку Симеона тен Холта) гнут и плавят классические позы, оказываясь своими в постмодернистском пространстве. Приглашенным хореографам (Нильсу Кристи с вагнеровскими «Пятью поэмами») и Эду Вебе с генделевским «Мессией») милее неоклассика в разных ее изводах. Но при всей разности стилистики и сюжета трех балетов о взаимоотношениях ангелов с человечеством (ригористское требование, всепонимающая нежность, снисходительная власть) нет одного мотива, который вечно возникает у наших хореографов при сочинении спектаклей о высшей власти. Нет ни намека на бунт.

Нет бунта художнического: хореографы работают в плотном поле притяжений больших и малых голландцев от Килиана до ван Манена, взаимовлияние ощущается, но не тяготит (прессуется в культурный слой). И нет бунта человеческого -- а против чего, собственно, бунтовать-то, стены для прошибания лбом (вроде «ветеранов сцены», твердо знающих, что все новое -- плохо) просто отсутствуют.

Кроме трех знакомых уже балетов Introdans привез пятиминутную игрушку Парсонса -- «Пойманный». Это скорее аттракцион, чем танец в прямом смысле слова: в кромешной тьме стреляет светом стробоскоп и сотню раз подряд застает танцовщика в прыжках над сценой. Словно серией моментальных фотографий машут перед промаргивающимися зрителями -- эффектно, в общем, но к танцам отношения не имеет. (Некий, идолопоклоннический, смысл появляется тогда, когда на сцене -- супертанцовщик, «на которого» пришли поклонники, как это случается в Штатах, когда «Пойманного» танцует Малахов; в данном случае это не так.) Но и здесь, вписав очевидную шоу-игрушку в стильно задуманную и тонко прочерченную программу, голландцы всего лишь подчеркнули степень своей свободы. До которой нашим балетным людям -- как всем нам, грешным, до ангелов.
Анна ГОРДЕЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.01.2003
100 лет назад родился Григорий Александров
Григория Васильевича Александрова вряд ли можно назвать художником сложной судьбы. Его биография искрит электрическими разрядами таланта, удачливости и энтузиазма. Не только в творчестве, но и в житейских своих проявлениях Александров, казалось, вплотную подошел к идеалу. Атлет, избегающий вредных привычек, но зато обладавший, по мнению Виктора Шкловского, «золотыми руками»... >>
  • //  23.01.2003
В Третьяковской галерее замещают голову шляпой
В чудесной и познавательной книге «Русский костюм и быт XVIII--XIX веков» консультанта открывшейся в ГТГ выставки «Дело в шляпе» Раисы Кирсановой приводится рассказ о том, как женщины для достижения признаваемого обществом идеала моды готовы были идти на любые жертвы: «мучиться в тисках корсета, спать в папильотках и из заботы о прическе портить книги». Раиса Кирсанова вспоминает случай, изложенный господином С.М., получившим от библиотекаря Д.И. Брюханова томик стихов Лермонтова в 1866 году. Через десять лет С.М. увидел: «Вырваны первые страницы и порваны другие хорошенькой девицей... которая просила книги для прочтения. С ужасом я узнал от слуги, что она вырывает страницы для завивки папильоток, причем, вандалка, не пощадила и портрета автора. Отнял книги и выругался по-извозщичьи»... >>
  • //  23.01.2003
На закрытие фестиваля «Лики любви» приехала Фей Данауей
Главным звездным угощением закрывающегося сегодня фестиваля «Лики любви» стала голливудская звезда 70-х годов Фей Данауей - в списке «100 лучших актеров» 1997 года она была названа 65-й. Самая известная у нас ее роль, конечно, Бонни из культового фильма Артура Пенна «Бонни и Клайд»... >>
  • //  23.01.2003
Голландские «Ангелы» в Москве
Introdans стал первой иностранной балетной труппой, появившейся на Новой сцене Большого театра. Сцена эта после того, как начальство пересмотрело планы ремонта и решило не закрывать надолго главное здание, потеряла черты планируемого лагеря оперно-балетных беженцев и обрела статус экспериментальной площадки... >>
  • //  23.01.2003
Раздали «Серебряные камеры - 2002»
Видимо, в вихрях сумасшедшего энтузиазма и художественной неразберихи, сопровождающих все мегапроекты Московского Дома фотографии, произошла чудовищная ошибка -- и первые оказались последними. Видимо, обозначенный в конце долгого лауреатского списка «специальный приз Альфа-Банка» является чем-то вроде Гран-при во всех трех номинациях. По-другому невозможно объяснить факт присуждения этого приза безусловному и единственному фавориту -- Сергею Браткову. «Моя Москва» Браткова, как роза среди лилий, как бриллиант среди кораллов, выделялась на общем ровном, но совсем не ярком фоне огромной, в три этажа Дома фотографии, «выставки по результатам конкурса». Остается надеяться, что премия Альфа-банка с необозначенными размерами окажется больше и лучше первых призов в отдельных номинациях и позволит издать проект Браткова в принятом цивилизованным миром для таких случаев книжном формате... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика