N°103
09 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  09.06.2003
Расфокусированное зрение
версия для печати
Во Дворце искусств Дюссельдорфа во время работы выставки, посвященной обманкам и кунштюкам, продавались чудо-очки. Наденешь их, и привычная картина разбивается на сотню граненых осколков, и мир как на холсте кубиста: веселый такой, вертящийся юлой, разноцветный. Фасеточное строение глаза имеют бабочки и стрекозы. Имитация стрекозьего взгляда -- такой же забавный кунштюк, что и лицо, составленное из овощей у Арчимбольдо, или зашифрованный в пейзаже портрет Дали. Чудо-очки на собственных глазах -- отличное лекарство от депрессии. Но когда стрекозьими глазами смотрит на тебя кто-то другой, невольно ежишься от того, что сейчас, в этот момент ты -- лишь осколок разбитой вдребезги картины. А представляете, если сквозь мушиные очки смотрит на тебя и на мир родная держава? Ужас... Судя по ежегодному списку лауреатов Государственной премии, на современный художественный процесс государство так смотрит уже давно. Артсообщество, выдвигающее номинантов, -- это система маленьких удельных княжеств, со своими правителями, законами и правилами игры. Вся эта феодальная раздробленность и возникла вследствие выбранного государством мультифасеточного зрения на культуру. В его равнодушном стрекозьем зраке отражаются все и вся. Бессмысленно и безучастно. Одно удельное княжество (Третьяковка) номинирует на Госпремию одного героя (из шестидесятых), другое удельное княжество (Академия художеств) -- другого героя (из семидесятых), а случайно затесавшаяся в список официозных постсоветских учреждений культуры гордая независимая «Крокин-галерея» предлагает третьего героя (из девяностых). Вот в одной грани мелькнула фигура художника Анатолия Слепышева, номинированного за серию живописных произведений с персональной выставки 2002 года в Третьяковской галерее. По известности, узнаваемости имени, манеры и, что еще важнее, по совокупности заслуг Анатолий Слепышев гораздо более других претендентов был достоин звания победителя в странном соревновании между традиционной живописью и актуальным искусством в очень среднем весе. Он и на заре перестройки в громком Sotheby's успешно участвовал, и в Париже долго работал (что доныне воспринимается у нас как знак живописного качества), и на родину вернулся (тоже хорошо, хотя о серьезном международном успехе не свидетельствует), и продвинутая критика его лет тридцать назад любила, когда прописан был Слепышев между «неофициальным» искусством и полупризнанным «левым» МоСХом. А главное, вполне вписывается в странные представления об искусстве, которое должно быть прекрасно и не должно напрягать. Самый актуальный из всех выдвинутых на премию «живописцев», звезда минувших дней стал в ряд признанных творцов. Спрашивается, почему на премию его выдвинули только сейчас, а не десять -- пятнадцать лет назад? Почему в номинации «просветительская деятельность» лауреатом стал Исторический музей, который делает отдельные хорошие выставки, но внятной стратегии организации и проведения экспозиционных программ не имеет? А потому что картинка мира у нас мушиная, фасеточная. Чему такая картинка адекватна? Какие реальные процессы и тенденции современной культуры отражает? Никакие. Радует, конечно, что главным архитектурным лауреатом стал победитель позапрошлогоднего фестиваля «Зодчество», любимый нашей газетой жилой дом в Отрадном (см. «Время новостей» от 6 ноября 2001 г.). Занятно, что этот дом (архитекторы В.П. Юдинцев, Б.А. Шабунин, С.Ю. Казначеева) -- представленная средствами архитектуры модель коммуникации, диалога как такового. Внутри убогой застройки спального микрорайона он не смотрится хамоватым новым русским, но зрительно организует вокруг себя осмысленный градостроительный ландшафт, подтягивает и ободряет затюканные, неряшливые и сирые многоэтажки брежневской поры. Однако между самими лауреатами Госпремии от архитектуры и дизайна диалог проблематичен. «Соседями» архитекторов дома в Отрадном стали авторы новой школы города Иркутска, а также ученые -- историки архитектуры Дагестана за прошедшие полвека и... конструкторы спортивных самолетов Су-26, Су-29,Су-31 (премия за лучший дизайн-проект). Высшая справедливость в том, что лауреатом Государственной премии стала исследовательница, всю жизнь посвятившая разработке метаязыка искусств, а следовательно, проблемам адекватного восприятия художественного процесса и коммуникациям по его поводу. Это Нина Дмитриева, написавшая лучшую в своем жанре «Краткую историю искусств». Профессор, доктор искусствоведения Григорий Стернин так оценил это выдержавшее несколько тиражей издание: «Можно сказать, в России Нина Александровна Дмитриева в этом жанре была пионером. И хотя сегодня выходит уйма разного рода кратких историй, справочников и словарей, ее работа остается эталонной. Мощный авторский взгляд, активная личностная позиция становятся тем лейтмотивом, что соединяет в одно целое очень удаленные во времени периоды, например культуру Возрождения и XX век. Эта книга выгодно отличается от тех наспех сделанных сегодня «историй», авторы которых беспомощно ползают по материалу, не умея ни интерпретировать его, ни собрать, ни аранжировать. Труд Нины Дмитриевой встает в один ряд с лучшими образцами жанра: «историями мирового искусства» Эрнста Гомбриха, Кеннета Кларка». Справедливо, что книга Нины Дмитриевой в немалой степени оправдывает случайный и необязательный, «расфокусированный» список лауреатов Госпремии. Несправедливо то, что автор «Краткой истории искусств» получила премию посмертно.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Фаина БАЛАХОВСКАЯ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.06.2003
В области литературы и искусства
Всякий список «новорожденных» художников-лауреатов предполагает несхожие оценки. Вкусы у всех нас разные, а времена благолепного «одобрямса» давно прошли. У обозревателей отдела культуры газеты «Время новостей», как и у всех критиков, есть свои предпочтения, которые совершенно не обязательно должны совпадать с мнениями членов премиальной комиссии при президенте РФ. Любопытны, однако, не расхождения в оценках, а та мозаичная картина, что складывается при сопоставлении мнений. Есть в суждениях наших обозревателей общие темы -- недовольство «номенклатурными» решениями, указания на роль случайности, печаль от того, что к некоторым замечательным мастерам награда пришла с изрядным (иногда непоправимым) опозданием. Наверно, такие мотивы неизбежны в любом премиальном сюжете. Но далеко не всегда столь сильно разнятся эмоциональные окраски в высказываниях критиков, специализирующихся на разных видах искусств... >>
  • //  09.06.2003
Узнав имена новых лауреатов-литераторов, испытываешь единственное чувство -- желание спрятаться. Срочно взять отпуск. Уволиться из газеты. Сменить профессию. Сделать все что угодно, но только не складывать из на ходу мертвеющих слов насквозь гнилой комментарий. А другого не получится. Как не могло получиться и год тому назад, когда на месте Новеллы Матвеевой (нынешний поэт-лауреат) был Константин Ваншенкин, а на месте Вацлава Михальского (проза) -- Даниил Гранин... >>
  • //  09.06.2003
Во Дворце искусств Дюссельдорфа во время работы выставки, посвященной обманкам и кунштюкам, продавались чудо-очки. Наденешь их, и привычная >>
  • //  09.06.2003
Государственные премии в области театрального искусства распределились закономерно и справедливо. Настолько закономерно и настолько справедливо, что это даже удивляет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что в России хоть что-то происходит именно так, как должно... >>
  • //  09.06.2003
Первым иностранным хореографом, получившим Государственную премию России, стал Ролан Пети. Никого другого, впрочем, во все времена и не выдвигали: при советской власти и представить было странно, чтобы иноземец что-либо сотворил лучше, чем наши родные товарищи. Да на постановки и не звали почти никого: давным-давно министр культуры как-то на приеме в порыве хорошего настроения сказал Бежару -- мол, поработали бы вы у нас. Тот снялся с места и тут же приехал. Так, рассказывают ветераны, все начальство Большого тут же легло в больницу -- чтобы не встречаться. Бежар походил у закрытых дверей и уехал ни с чем... >>
  • //  09.06.2003
Музыкальная Госпремия за 2002 год сделала столь неожиданный шаг в сторону от привычного истеблишмента и номенклатурных интересов, что имена некоторых ее лауреатов (а именно -- композитора Владимира Мартынова и скрипачки Татьяны Гринденко) даже как-то выпали из кое-каких уже опубликованных торопливых перечней. Между тем если Давид Тухманов (победитель в номинации «Эстрада») -- это один из главных героев местной легкой музыки и Госпремия ждала его уже не один десяток лет, а пианист и педагог Владимир Крайнев (выдвиженец филармонии) -- заметная и важная фигура в российском музыкальном мейнстриме (хотя и этот профессор Московской консерватории и председатель фортепианного жюри последнего Конкурса Чайковского многие годы был подобен кошке, гуляющей весьма самостоятельно и не слишком близко к власти), то композитор Владимир Мартынов и скрипачка Татьяна Гринденко представляют собой один из самых немейнстримных творческих тандемов на российской музыкальной территории... >>
  • //  09.06.2003
Лично у меня сочетание слов «Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства» вызывает оторопь и даже прямо-таки какой-то священный трепет. И не только потому, что, как явствует из названия награды, литература -- не искусство, хоть и принадлежит с ним к одной загадочной «области». Ни разу не приходилось читать о присуждении Государственной премии США, скажем, братьям Энди и Ларри Вачовски за точное и емкое отображение иллюзорности современной жизни в кинолентах «Матрица» и «Матрица: перезагрузка». Наверное, потому, что там успех, слава, внимание со стороны СМИ и обычные, негосударственные премии и награды -- это и есть настоящее признание, которое не требует никакого подтверждения свыше. У нас же дистанция между властью и этой самой «областью» настолько велика, что власть ощущает своим долгом время от времени напоминать себе и всем остальным, что искусство с примкнувшей литературой все-таки существуют на свете. В лучшем случае напоминания эти сводятся к признанию очевидного, в худшем -- приводят к необъяснимым промахам, о которых, уверен, мои коллеги немало написали на этой же странице... >>
  • //  09.06.2003
Жилой дом в Отрадном -- одна из главных отрад в истории новейшей Государственной премии Олег Чухонцев прежде всего поэт. И только потом >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика