N°103 09 июня 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Те же и Погребничко
Государственные премии в области театрального искусства распределились закономерно и справедливо. Настолько закономерно и настолько справедливо, что это даже удивляет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что в России хоть что-то происходит именно так, как должно.
Лев Додин и Малый драматический театр -- Театр Европы с «Московским хором», Марк Захаров и Ленком с «Шутом Балакиревым», Юрий Погребничко и театр ОКОЛО Дома Станиславского с собственными сочинениями по Достоевскому («Где тут про воскресение Лазаря?») и Чехову/Вампилову («Странники и гусары»), Константин Райкин персонально, с ролями в «Контрабасе» и «Синьоре Тодеро -- хозяине» -- все глубоко правильно. Додин, Захаров, Райкин -- реальные лидеры современного драматического искусства, стремящегося к идеалу «художественно-общедоступного театра». Люди, наделенные высоким и редким талантом театрального строительства, даром добросовестности и домовитости. Любить или не любить их -- личное дело каждого, но не признавать значительности их жизни в искусстве совершенно невозможно. Нынешняя Госпремия -- третья в жизни Додина (предыдущие -- 1986, 1993) и Захарова (1987, 1992), вторая -- в жизни Райкина (1995, за роль Брюно в «Великодушном рогоносце»). Слегка жаль, что Константин Райкин опять удостоился ее лишь как актер, а не как создатель «Сатирикона». Конечно, у него нет таких блистательных сподвижников, как у создателей МДТ и Ленкома, но тем большее уважение вызывают ум, энергия и самоотдача человека, сделавшего кинотеатр в Марьиной Роще одним из самых популярных театров столицы. Имя Юрия Погребничко заполняет новую строку в списке лауреатов. Погребничко тоже принадлежит к породе театральных строителей, но он в то же время -- пожизненный маргинал, предпочитающий укромную, «обочинную» жизнь сияющим магистралям, свой круг зрителей -- общеизвестности. Его лауреатство наиболее неожиданно, хотя, впрочем, и оно -- не такая уж неожиданность. Итоги Госпремии стопроцентно совпадают с итогами последних «Золотых масок», национальных театральных фестивалей: «Московский хор» этой весной получил Гран-при, Райкин с «Контрабасом» -- приз за лучшую мужскую роль (2001), «Шут Балакирев» -- приз зрительских симпатий (2002), «Странники и гусары» - приз критики (2003). Впору поверить, что в искусстве существует система объективных ценностей, и даже в то, что эти ценности самоочевидны. |
В области литературы и искусства Всякий список «новорожденных» художников-лауреатов предполагает несхожие оценки. Вкусы у всех нас разные, а времена благолепного «одобрямса» давно прошли. У обозревателей отдела культуры газеты «Время новостей», как и у всех критиков, есть свои предпочтения, которые совершенно не обязательно должны совпадать с мнениями членов премиальной комиссии при президенте РФ. Любопытны, однако, не расхождения в оценках, а та мозаичная картина, что складывается при сопоставлении мнений. Есть в суждениях наших обозревателей общие темы -- недовольство «номенклатурными» решениями, указания на роль случайности, печаль от того, что к некоторым замечательным мастерам награда пришла с изрядным (иногда непоправимым) опозданием. Наверно, такие мотивы неизбежны в любом премиальном сюжете. Но далеко не всегда столь сильно разнятся эмоциональные окраски в высказываниях критиков, специализирующихся на разных видах искусств... >>
Узнав имена новых лауреатов-литераторов, испытываешь единственное чувство -- желание спрятаться. Срочно взять отпуск. Уволиться из газеты. Сменить профессию. Сделать все что угодно, но только не складывать из на ходу мертвеющих слов насквозь гнилой комментарий. А другого не получится. Как не могло получиться и год тому назад, когда на месте Новеллы Матвеевой (нынешний поэт-лауреат) был Константин Ваншенкин, а на месте Вацлава Михальского (проза) -- Даниил Гранин... >>
Во Дворце искусств Дюссельдорфа во время работы выставки, посвященной обманкам и кунштюкам, продавались чудо-очки. Наденешь их, и привычная >>
Государственные премии в области театрального искусства распределились закономерно и справедливо. Настолько закономерно и настолько справедливо, что это даже удивляет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что в России хоть что-то происходит именно так, как должно... >>
Первым иностранным хореографом, получившим Государственную премию России, стал Ролан Пети. Никого другого, впрочем, во все времена и не выдвигали: при советской власти и представить было странно, чтобы иноземец что-либо сотворил лучше, чем наши родные товарищи. Да на постановки и не звали почти никого: давным-давно министр культуры как-то на приеме в порыве хорошего настроения сказал Бежару -- мол, поработали бы вы у нас. Тот снялся с места и тут же приехал. Так, рассказывают ветераны, все начальство Большого тут же легло в больницу -- чтобы не встречаться. Бежар походил у закрытых дверей и уехал ни с чем... >>
Музыкальная Госпремия за 2002 год сделала столь неожиданный шаг в сторону от привычного истеблишмента и номенклатурных интересов, что имена некоторых ее лауреатов (а именно -- композитора Владимира Мартынова и скрипачки Татьяны Гринденко) даже как-то выпали из кое-каких уже опубликованных торопливых перечней. Между тем если Давид Тухманов (победитель в номинации «Эстрада») -- это один из главных героев местной легкой музыки и Госпремия ждала его уже не один десяток лет, а пианист и педагог Владимир Крайнев (выдвиженец филармонии) -- заметная и важная фигура в российском музыкальном мейнстриме (хотя и этот профессор Московской консерватории и председатель фортепианного жюри последнего Конкурса Чайковского многие годы был подобен кошке, гуляющей весьма самостоятельно и не слишком близко к власти), то композитор Владимир Мартынов и скрипачка Татьяна Гринденко представляют собой один из самых немейнстримных творческих тандемов на российской музыкальной территории... >>
Лично у меня сочетание слов «Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства» вызывает оторопь и даже прямо-таки какой-то священный трепет. И не только потому, что, как явствует из названия награды, литература -- не искусство, хоть и принадлежит с ним к одной загадочной «области». Ни разу не приходилось читать о присуждении Государственной премии США, скажем, братьям Энди и Ларри Вачовски за точное и емкое отображение иллюзорности современной жизни в кинолентах «Матрица» и «Матрица: перезагрузка». Наверное, потому, что там успех, слава, внимание со стороны СМИ и обычные, негосударственные премии и награды -- это и есть настоящее признание, которое не требует никакого подтверждения свыше. У нас же дистанция между властью и этой самой «областью» настолько велика, что власть ощущает своим долгом время от времени напоминать себе и всем остальным, что искусство с примкнувшей литературой все-таки существуют на свете. В лучшем случае напоминания эти сводятся к признанию очевидного, в худшем -- приводят к необъяснимым промахам, о которых, уверен, мои коллеги немало написали на этой же странице... >>
Жилой дом в Отрадном -- одна из главных отрад в истории новейшей Государственной премии
Олег Чухонцев прежде всего поэт. И только потом >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|