N°103
09 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  09.06.2003
Гостеприимство
версия для печати
Первым иностранным хореографом, получившим Государственную премию России, стал Ролан Пети. Никого другого, впрочем, во все времена и не выдвигали: при советской власти и представить было странно, чтобы иноземец что-либо сотворил лучше, чем наши родные товарищи. Да на постановки и не звали почти никого: давным-давно министр культуры как-то на приеме в порыве хорошего настроения сказал Бежару -- мол, поработали бы вы у нас. Тот снялся с места и тут же приехал. Так, рассказывают ветераны, все начальство Большого тут же легло в больницу -- чтобы не встречаться. Бежар походил у закрытых дверей и уехал ни с чем.

Теперь иначе. Смогли залучить иностранного хореографа в Большой -- холят его и лелеют. На премию с помощью подножного журнала «Балет» выдвигают. Класс хореографа уже не важен. Что ж поделать, если с Килианом не договориться, Форсайта и Ноймайера не отловить и у Начо Дуато все расписано на пять лет вперед? А нам нужен, нужен эксклюзив, да чтобы на русскую музыку (гостю можно позволить даже ее покромсать) и сюжет такой знакомый -- «Пиковая дама». Правда, наша классическая история на сцене Большого обретает элементарность и аффектацию Бульвара Преступлений и радует именно любителей бульварного театра, так что ж? Они платят за билеты столько же, сколько и эстеты, а придираются меньше.

На самом деле печально не то, что Госпремию дали Ролану Пети (это как в литературе -- Дарье Донцовой). В конце концов кроме восьмидесятилетнего балетмейстера, последние пятьдесят лет ставящего один и тот же балет под разными названиями, премию получили солисты Большого Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа -- а уж они-то заслужили, вытащив спектакль на плечах. Грустно то, что в предыдущие годы в России поработали Пьер Лакотт («Дочь фараона» в Большом) и Джон Ноймайер (триптих в Мариинке). Их работы не показались высокому начальству достаточно важными для развития балета. А «Пиковая» -- показалась.
Анна ГОРДЕЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.06.2003
В области литературы и искусства
Всякий список «новорожденных» художников-лауреатов предполагает несхожие оценки. Вкусы у всех нас разные, а времена благолепного «одобрямса» давно прошли. У обозревателей отдела культуры газеты «Время новостей», как и у всех критиков, есть свои предпочтения, которые совершенно не обязательно должны совпадать с мнениями членов премиальной комиссии при президенте РФ. Любопытны, однако, не расхождения в оценках, а та мозаичная картина, что складывается при сопоставлении мнений. Есть в суждениях наших обозревателей общие темы -- недовольство «номенклатурными» решениями, указания на роль случайности, печаль от того, что к некоторым замечательным мастерам награда пришла с изрядным (иногда непоправимым) опозданием. Наверно, такие мотивы неизбежны в любом премиальном сюжете. Но далеко не всегда столь сильно разнятся эмоциональные окраски в высказываниях критиков, специализирующихся на разных видах искусств... >>
  • //  09.06.2003
Узнав имена новых лауреатов-литераторов, испытываешь единственное чувство -- желание спрятаться. Срочно взять отпуск. Уволиться из газеты. Сменить профессию. Сделать все что угодно, но только не складывать из на ходу мертвеющих слов насквозь гнилой комментарий. А другого не получится. Как не могло получиться и год тому назад, когда на месте Новеллы Матвеевой (нынешний поэт-лауреат) был Константин Ваншенкин, а на месте Вацлава Михальского (проза) -- Даниил Гранин... >>
  • //  09.06.2003
Во Дворце искусств Дюссельдорфа во время работы выставки, посвященной обманкам и кунштюкам, продавались чудо-очки. Наденешь их, и привычная >>
  • //  09.06.2003
Государственные премии в области театрального искусства распределились закономерно и справедливо. Настолько закономерно и настолько справедливо, что это даже удивляет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что в России хоть что-то происходит именно так, как должно... >>
  • //  09.06.2003
Первым иностранным хореографом, получившим Государственную премию России, стал Ролан Пети. Никого другого, впрочем, во все времена и не выдвигали: при советской власти и представить было странно, чтобы иноземец что-либо сотворил лучше, чем наши родные товарищи. Да на постановки и не звали почти никого: давным-давно министр культуры как-то на приеме в порыве хорошего настроения сказал Бежару -- мол, поработали бы вы у нас. Тот снялся с места и тут же приехал. Так, рассказывают ветераны, все начальство Большого тут же легло в больницу -- чтобы не встречаться. Бежар походил у закрытых дверей и уехал ни с чем... >>
  • //  09.06.2003
Музыкальная Госпремия за 2002 год сделала столь неожиданный шаг в сторону от привычного истеблишмента и номенклатурных интересов, что имена некоторых ее лауреатов (а именно -- композитора Владимира Мартынова и скрипачки Татьяны Гринденко) даже как-то выпали из кое-каких уже опубликованных торопливых перечней. Между тем если Давид Тухманов (победитель в номинации «Эстрада») -- это один из главных героев местной легкой музыки и Госпремия ждала его уже не один десяток лет, а пианист и педагог Владимир Крайнев (выдвиженец филармонии) -- заметная и важная фигура в российском музыкальном мейнстриме (хотя и этот профессор Московской консерватории и председатель фортепианного жюри последнего Конкурса Чайковского многие годы был подобен кошке, гуляющей весьма самостоятельно и не слишком близко к власти), то композитор Владимир Мартынов и скрипачка Татьяна Гринденко представляют собой один из самых немейнстримных творческих тандемов на российской музыкальной территории... >>
  • //  09.06.2003
Лично у меня сочетание слов «Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства» вызывает оторопь и даже прямо-таки какой-то священный трепет. И не только потому, что, как явствует из названия награды, литература -- не искусство, хоть и принадлежит с ним к одной загадочной «области». Ни разу не приходилось читать о присуждении Государственной премии США, скажем, братьям Энди и Ларри Вачовски за точное и емкое отображение иллюзорности современной жизни в кинолентах «Матрица» и «Матрица: перезагрузка». Наверное, потому, что там успех, слава, внимание со стороны СМИ и обычные, негосударственные премии и награды -- это и есть настоящее признание, которое не требует никакого подтверждения свыше. У нас же дистанция между властью и этой самой «областью» настолько велика, что власть ощущает своим долгом время от времени напоминать себе и всем остальным, что искусство с примкнувшей литературой все-таки существуют на свете. В лучшем случае напоминания эти сводятся к признанию очевидного, в худшем -- приводят к необъяснимым промахам, о которых, уверен, мои коллеги немало написали на этой же странице... >>
  • //  09.06.2003
Жилой дом в Отрадном -- одна из главных отрад в истории новейшей Государственной премии Олег Чухонцев прежде всего поэт. И только потом >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика