Время новостей
     N°103, 09 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2003
Те же и Погребничко
Государственные премии в области театрального искусства распределились закономерно и справедливо. Настолько закономерно и настолько справедливо, что это даже удивляет. Очень трудно привыкнуть к мысли, что в России хоть что-то происходит именно так, как должно.

Лев Додин и Малый драматический театр -- Театр Европы с «Московским хором», Марк Захаров и Ленком с «Шутом Балакиревым», Юрий Погребничко и театр ОКОЛО Дома Станиславского с собственными сочинениями по Достоевскому («Где тут про воскресение Лазаря?») и Чехову/Вампилову («Странники и гусары»), Константин Райкин персонально, с ролями в «Контрабасе» и «Синьоре Тодеро -- хозяине» -- все глубоко правильно. Додин, Захаров, Райкин -- реальные лидеры современного драматического искусства, стремящегося к идеалу «художественно-общедоступного театра». Люди, наделенные высоким и редким талантом театрального строительства, даром добросовестности и домовитости. Любить или не любить их -- личное дело каждого, но не признавать значительности их жизни в искусстве совершенно невозможно.

Нынешняя Госпремия -- третья в жизни Додина (предыдущие -- 1986, 1993) и Захарова (1987, 1992), вторая -- в жизни Райкина (1995, за роль Брюно в «Великодушном рогоносце»). Слегка жаль, что Константин Райкин опять удостоился ее лишь как актер, а не как создатель «Сатирикона». Конечно, у него нет таких блистательных сподвижников, как у создателей МДТ и Ленкома, но тем большее уважение вызывают ум, энергия и самоотдача человека, сделавшего кинотеатр в Марьиной Роще одним из самых популярных театров столицы.

Имя Юрия Погребничко заполняет новую строку в списке лауреатов. Погребничко тоже принадлежит к породе театральных строителей, но он в то же время -- пожизненный маргинал, предпочитающий укромную, «обочинную» жизнь сияющим магистралям, свой круг зрителей -- общеизвестности. Его лауреатство наиболее неожиданно, хотя, впрочем, и оно -- не такая уж неожиданность. Итоги Госпремии стопроцентно совпадают с итогами последних «Золотых масок», национальных театральных фестивалей: «Московский хор» этой весной получил Гран-при, Райкин с «Контрабасом» -- приз за лучшую мужскую роль (2001), «Шут Балакирев» -- приз зрительских симпатий (2002), «Странники и гусары» - приз критики (2003). Впору поверить, что в искусстве существует система объективных ценностей, и даже в то, что эти ценности самоочевидны.

Александр СОКОЛЯНСКИЙ