N°101
05 июня 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  05.06.2003
Рыжий Диди и белый Гого
Роберт Стуруа превратил пьесу Беккета в клоунаду

версия для печати
«В ожидании Годо» Беккета у нас ставят нечасто. Это понятно: отечественный театр пропустил весь европейский модернизм, твердя зады «мхатовского реализма», который называли системой Станиславского. Сейчас, когда всякий ставит и играет, что хочет, отсутствие этого опыта, особенно школы абсурда и брехтовского «остранения», становится очень заметным. Актеры рвутся попереживать, а режиссеры, сбитые с толку не очень удачной вывеской «абсурд», мечутся, пытаясь придумать что-нибудь «постраннее». Хотя, что, собственно, абсурдного, скажем, в «Годо» -- лучшей пьесе самого важного драматурга ушедшего века? Разве что сам мир, по которому уже долгие годы бродят два бомжа -- Владимир и Эстрагон. Бродят по кругу, не помня прошлого, не думая о будущем, битые, голодные, в драных ботинках, философствуя, ворча, ругаясь друг с другом и не умея расстаться. Встречая на пути самых разных людей вроде хозяина с рабом -- Поццо и Лакки, бредущих по тому же кругу в противоположную сторону, -- и забывая их тут же. И все это время, ожидая встречи, назначенной неким Годо, который даже неизвестно как выглядит. Очень важной встречи, которая обязательно состоится. Хотя никто не знает, где и когда. Ясно, что речь идет о Боге.

Я, признаться, помню только две удачные постановки «Годо». Первая -- давняя-давняя, которую на малой сцене театра «Сатиры» показывал Алексей Левинский, будто самой природой, со своим актерским алогизмом и сдвинутым ощущением реальности, предназначенный для Беккета, которого он с тех пор переставил немало. Но то Левинский -- верный мейерхольдовец -- среди пышных мхатовских хлебов всегда казавшийся не то чудом, не то уродом. А вторая постановка, уже открытая знакомым нам ключом, была питерская. Юрий Бутусов со своей блестящей командой, что позже стала звездной, -- Трухин--Хабенский--Пореченков--Зибров -- сочинил очаровательный спектакль о бродячих актерах, лукавых и простодушных, для которых странствия и театр -- содержание и смысл жизни, и поэтому конца им не будет.

К чему я все это вспоминаю? К сюжету о «Годо», привезенном в Москву на Чеховский фестиваль Театром имени Руставели, -- спектаклю самого знаменитого грузинского режиссера Роберта Стуруа с лучшими актерами его театра: Зазой Папуашвили (Макбет, Гамлет, Мальволио и др.), Леваном Берикашвили (прежде всего Солдат в «Кавказском меловом круге») и Амираном Амиранашвили (его все знают по фильмам Иоселиани). К этому самому сюжету, о котором мне, честно говоря, почти нечего сказать.

Все как обычно: огромный полный зал Театра имени Моссовета, восторженная грузинская диаспора, поклонницы и цветы. Но потом -- растерянные театралы, переглядывающиеся, выходя из театра: «что это было?», «может, я уже ничего не понимаю?», «о чем речь?».

То, что отчаянный, жесткий и безжалостный Беккет не самый близкий автор грузинскому режиссеру, было ясно и раньше. Еще когда Стуруа поставил жалостливую «Последнюю ленту Крэппа» для Калягина. Но тогда, соглашаясь с ним или нет, можно было говорить о трактовке и режиссерском взгляде. А здесь решительно невозможно. Стуруа сделал героев «Годо» клоунами. Диди и Гого. Два ободранных здоровяка: один высокий в светлом -- белый клоун, другой поменьше, в черном -- рыжий. Папуашвили в черном костюмчике и котелке даже ходит чаплинской походкой, носками врозь. А Поццо (Амиранашвили) -- тип самодовольного клоуна-хлыща в светлом костюме, в канотье и с усиками. И вот все эти чудесные актеры ходят туда-сюда клоунскими походками под славную цирковую музыку Гии Канчели -- веселенькие маршики и лирические темочки -- изображают клоунские рыдания и перебранки, порхают балеринами и посылают «комплименты» зрителям. Даже придуман милый трюк: герои попадают в луч яркого прожектора, звучат громоподобные овации, а потом свист и топот циркового амфитеатра. И тут Эстрагон обнаруживает, что весь этот вой и грохот он может одним движением собрать в кулак и спрятать в карман. А потом снова выпустить. На эту тему разыгрывается целая сценка, а потом Папуашвили очаровательно пользуется удачным приемом, чтобы поймать и убрать настоящие аплодисменты зала, которые, к сожалению, оказываются слишком редкими.

Спектакль полон каких-то непонятных действий, словно иероглифы, многозначительно разбросанных по постановке. Собственно, это бывало у Стуруа и раньше, но, как правило, появлялось внутри спектакля какое-то ядро, например, хороший актер Константин Райкин, который все собирал, стягивая к центру рассыпанные осколочки. Такое еще могло произойти в пьесе Шекспира или Гольдони -- в драме ХХ века без осмысляющей воли режиссера не обойтись. Абсурд и парадокс оборачиваются бессмысленностью. Знаменитый грузинский темперамент актеров, знаменитый гротеск Стуруа болтаются сами по себе, невменяемые, не имея точки приложения.

В финале Диди и Гого уходят, взявшись за руки под грустную музыку, словно сиротки. Потом возвращаются и в качестве «бонуса» для зрителей поют песенку о собаке (ее стукнули по голове топором, а она дух испустила), а другие трое героев подпевают им, высунувшись из люка. Это получается отлично. И думаешь: может, лучше Стуруа сделать со своими актерами веселый цирковой спектакль -- просто шоу, без абсурдистской многозначительности? Вон как и актерам, и зрителям нравится. Но, видимо, мастеру это кажется недостаточно масштабным.
Дина ГОДЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.06.2003
Тайваньский театр показал Москве пекинскую оперу
В страну валятся толпы захватчиков, императорское войско не может похвастаться успехами, пожилые генералы неловки, бранчливы и трусоваты. А в горной крепости живет девица-воин (сначала ее играет Вей Хай-Минг, затем Лю Хай-Юань), и есть у нее совершенно замечательный посох -- этакое супероружие, абсолютно необходимое для войны (на которой иногда применяются луки и стрелы, но в основном все сражения -- врукопашную, кунг-фу, так что хорошо сбалансированная орясина -- великое дело). После неудачной попытки посох стащить (валькирия расшвыряла витязей как котят) генералы отправляют на подвиги своего юного коллегу. Дева скидывает его с лошади и берет в плен. После чего предлагает себя в жены... >>
  • //  05.06.2003
Роберт Стуруа превратил пьесу Беккета в клоунаду
«В ожидании Годо» Беккета у нас ставят нечасто. Это понятно: отечественный театр пропустил весь европейский модернизм, твердя зады «мхатовского реализма», который называли системой Станиславского. Сейчас, когда всякий ставит и играет, что хочет, отсутствие этого опыта, особенно школы абсурда и брехтовского «остранения», становится очень заметным. Актеры рвутся попереживать, а режиссеры, сбитые с толку не очень удачной вывеской «абсурд», мечутся, пытаясь придумать что-нибудь «постраннее». Хотя, что, собственно, абсурдного, скажем, в «Годо» -- лучшей пьесе самого важного драматурга ушедшего века? Разве что сам мир, по которому уже долгие годы бродят два бомжа -- Владимир и Эстрагон. Бродят по кругу, не помня прошлого, не думая о будущем, битые, голодные, в драных ботинках, философствуя, ворча, ругаясь друг с другом и не умея расстаться. Встречая на пути самых разных людей вроде хозяина с рабом -- Поццо и Лакки, бредущих по тому же кругу в противоположную сторону, -- и забывая их тут же. И все это время, ожидая встречи, назначенной неким Годо, который даже неизвестно как выглядит. Очень важной встречи, которая обязательно состоится. Хотя никто не знает, где и когда. Ясно, что речь идет о Боге... >>
  • //  05.06.2003
Россия и Франция выступили покровителями частных коллекционеров
В Министерстве культуры Российской Федерации прошла пресс-конференция, посвященная грядущей выставке «Санкт-Петербург -- Парижу». Выставка откроется в Музее Монмартра 20 июня нынешнего года и приурочена к юбилею Санкт-Петербурга. Под тем же девизом пройдет парижское культурное лето 2003 года, частью программы которого будут новинки российского кино (от Александра Сокурова и Павла Лунгина) и концерты цыганской музыки... >>
  • //  05.06.2003
Пожилой тенор выступил в новом Доме музыки
Когда Московский дом музыки только открывался, про это место объясняли: оно непременно станет и центром концертной жизни города, и центром ее неуемной светскости. Так и произошло: на лиственничную сцену Московского международного дома музыки после своего царственного появления в Санкт-Петербурге вышел 68-летний тенориссимо Лучано Паваротти. Обладатель лучезарного и мягкого тембра, владеющий идеальным бельканто, не выступающий на оперной сцене, но еще поющий концерты предложил себя в уже не вполне привычном амплуа полноценного концертного артиста с развернутой программой, а не стадионного глашатая или обаятельного шоумена в компании поп-звезд... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика