N°95 30 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В голове моей опилки -- да, да, да! На фестиваль «Новая драма» из Таллина приехала «Анна Каренина II»
Анна Каренина не погибла. Нет. Только покалечилась. Товарный состав чудесным образом отсек ей правую руку, левую ногу и (видимо, для полного комплекта) вышиб глаз. Лежит она, бедняжка, в себя приходит после потрясения, а муж ее, Каренин, тут как тут. Выходит на авансцену и давай морализировать. В страданиях, говорит, есть свой смысл, все происходит по воле божьей, «Мне отмщение и Аз воздам» и т.д. Ну, в смысле тебя посодют, а ты не воруй. И правда. Через какое-то время выясняется, что полюбовнику Карениной Вронскому повезло еще меньше, чем Анне. Отправился он на театр военных действий, кажется, турок воевать, и то ли ранило его, то ли контузило -- сидит теперь в инвалидном кресле овощ овощем, ничего не помнит, ничего не понимает. Вот вам -- злонравия достойные плоды.
В пересказе драматургический опус молодого, но уже снискавшего известность Олега Шишкина напоминает Хармса. Но это в пересказе. В действительности «Анна Каренина II» -- многостраничный труд с монологами, диалогами, коллизиями и интермедиями. И можно было бы попенять молодому дарованию: кто же, батенька, такие длинные пародии пишет, никакого терпения не хватит за всеми перипетиями уследить. Но дело в том, что... Нет, вы не поверите. Даже не знаю, как сказать. Так уж и быть -- решусь. Дело в том, что Шишкин написал эту пьесу всерьез. И про встречу бывших любовников в инвалидных креслах (апофеоз политкорректности!) всерьез, и про смахивающую на гестаповку графиню Лидию Ивановну, которая устроилась к Анне сиделкой, и про Левина, который по уши влюблен в Анну, а тюльку про пагубность страстей гонит исключительно для блезиру, и про Каренина, страдающего тяжелыми приступами графомании (он сочиняет роман об адюльтере в доме герцога Боргезе). И даже финальную сцену, где Анна, увидев в синематографе фильм «Прибытие поезда», погибает, не выдержав нахлынувших на нее неприятных воспоминаний, -- тоже всерьез. И смысл этого произведения, как, впрочем, и самой «Анны Карениной», если верить Шишкину, такой: все зло (Толстой) или новая мораль (Шишкин) -- от паровозов, телеграфа, синематографа и прочих достижений цивилизации. Вряд ли сие произведение искусства было достойно упоминания даже в графе курьезов, если бы тонкая смесь иронии с пафосом, стеба со скотским серьезом, желания дружески похлопать гения по плечу с желанием пририсовать к его портрету усы (которые у Льва Николаевича и без Шишкина имеются) не являлись бы знаком нынешней цивилизации почище паровозов, телеграфа и Интернета вместе взятых. Во-первых, это удобно. За пародийность всегда можно спрятать убогость мыслей, за пафос -- беспомощность пародиста, за игру в жанр -- достойный мексиканских сериалов мелодраматизм, за иронию -- неумение увязывать концы с концами, за глубокомыслие -- плоскость шуток. Постмодернист неуязвим. Ему говоришь: «Это не смешно». Он: «Мне самому не до смеха». Ему: «Вы -- идиот». Он: «Я и хотел прослыть идиотом». Я не утверждаю, что постмодернист всегда неталантлив (Том Стоппард «переписал» «Гамлета», сочинив пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», и очень ничего получилось). Я говорю: неуязвим. Во всяком случае для критика. К счастью, однако, на свете не перевелись режиссеры. И тут Шишкину явно не повезло. Пришла беда откуда не ждали. Дело в том, что «Анну Каренину II» поставило в таллинском Театре русской драмы другое молодое дарование (как и Шишкин, тоже из Москвы), Владимир Епифанцев. И если Шишкин пусть во многом беспомощный, но лукавый постмодернист, Епифанцев -- это такой Винни-Пух от театра, с гордостью готовый рассказывать окружающим про опилки в собственной голове. Пародию Шишкина он превратил в самопародию -- подсветил все красным инфернальным светом, пустил фонограммой зловещую музыку, нагнал на сцену дыма (чтобы не сказать тумана) и слегка окропил происходящее кровью. В результате шишкинское глубокомыслие вкупе с претензией на психологизм и историзм испарились без следа, а осевший на сцену в сухом остатке театральный комикс-ужастик выявил сущность «Анны Карениной II» лучше любых рецензий. Вот спасибочки! А то как представишь себе дискуссию, во время которой апологеты и хулители Шишкина обвиняют друг друга соответственно в ретроградности и падении морали, тошно становится. А тут нам наглядно, убедительно, без лишних слов (не считая, разумеется, тех, что написаны самим Шишкиным) продемонстрировали что почем. На всякую старуху бывает проруха. На всякого драматурга -- режиссер. На всякого постмодерниста -- Винни-Пух. Дай бог ему здоровья, чтобы голова не болела.
На фестиваль «Новая драма» из Таллина приехала «Анна Каренина II» Анна Каренина не погибла. Нет. Только покалечилась. Товарный состав чудесным образом отсек ей правую руку, левую ногу и (видимо, для полного комплекта) вышиб глаз. Лежит она, бедняжка, в себя приходит после потрясения, а муж ее, Каренин, тут как тут. Выходит на авансцену и давай морализировать. В страданиях, говорит, есть свой смысл, все происходит по воле божьей, «Мне отмщение и Аз воздам» и т.д. Ну, в смысле тебя посодют, а ты не воруй. И правда. Через какое-то время выясняется, что полюбовнику Карениной Вронскому повезло еще меньше, чем Анне. Отправился он на театр военных действий, кажется, турок воевать, и то ли ранило его, то ли контузило -- сидит теперь в инвалидном кресле овощ овощем, ничего не помнит, ничего не понимает. Вот вам -- злонравия достойные плоды... >>
Академик Александр Михайлович Панченко прожил всего шестьдесят пять лет. Не менее четверти века он почитался в профессиональной среде одним из крупнейших здравствующих русских филологов и историков культуры. Последние годы благодаря телевидению вся Россия знала: есть в Питере такой невероятный, многознающий, завораживающе артистичный и при том удивительно «свой» человек. Очень большой, очень свободный... >>
Фестивальный сезон в Москве завершился «Черешневым лесом» Организаторы фестиваля «Черешневый лес» -- «Краутерконцерт», Bosco di Ciliegi, Музей Пушкина и впечатляющий попечительский совет во главе с Олегом Янковским (там еще Галина Волчек, Эдвард Радзинский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Слава Зайцев и другие) -- подобрали мероприятию трудный жанр светского раута по художественному поводу.
Ведущая концертов и попечитель Ингеборга Дапкунайте все время кокетливо и нежно просила «отключить прибор» (в смысле телефон). Янковский в дверях улыбался и угощал черешней. Шныряли подносы с шампанским и тарталетками, двигались коробки конфет. В антракте, зажатый между спиной Градского и плечом Сати Спиваковой, слушатель мог не специально задеть Екатерину Андрееву или наступить на ногу Левону Оганезову: трогательная история о том, как светский хроникер попал в рай... >>
В Доме фотографии открылась «Зона» Карла де Кайзера Выставка де Кайзера должна была стать последней, двадцать четвертой, в проекте архитектурной фотографии «24». Изначальный замысел проекта был прост и элегантен, хотя и несколько умозрителен: количество выставок и фотографий на каждой из них должно было соответствовать числу кадров кинопленки, пролетающих за одну секунду. Поначалу идея казалась красивой, но неосуществимой -- невозможно было представить, где его куратор Юрий Аввакумов найдет столько архитектурных фотографий, а главное -- фотографов, поскольку ничтожный бюджет явно предполагал опору на внутренние ресурсы, и большого числа роскошных выставок из-за рубежа не планировалось. А Аввакумов к тому же обещал не повторяться, одних и тех же фотографов по два раза не показывать (и слово сдержал). Первые двенадцать выставок прошли в Музее архитектуры, затем проект (с небольшим скандалом) переместился в Дом фотографии. Вчера открылась последняя из обещанных -- двадцать четвертая выставка... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|