N°95 30 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бежин луг Фестивальный сезон в Москве завершился «Черешневым лесом»
Организаторы фестиваля «Черешневый лес» -- «Краутерконцерт», Bosco di Ciliegi, Музей Пушкина и впечатляющий попечительский совет во главе с Олегом Янковским (там еще Галина Волчек, Эдвард Радзинский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Слава Зайцев и другие) -- подобрали мероприятию трудный жанр светского раута по художественному поводу.
Ведущая концертов и попечитель Ингеборга Дапкунайте все время кокетливо и нежно просила «отключить прибор» (в смысле телефон). Янковский в дверях улыбался и угощал черешней. Шныряли подносы с шампанским и тарталетками, двигались коробки конфет. В антракте, зажатый между спиной Градского и плечом Сати Спиваковой, слушатель мог не специально задеть Екатерину Андрееву или наступить на ногу Левону Оганезову: трогательная история о том, как светский хроникер попал в рай. Если не считать раздавленной черешни, звона падающих бокалов, нескольких музыкальных деталей вроде необъяснимого выбора на роль пианиста «играющего менеджера» Юстуса Франца и жвачки, которую я второй день не могу отодрать от подошвы, конструкция из светскости и художественности удалась. Публика смотрелась очаровательно, музыкальная часть -- импозантно. Не прибегая к помощи репертуарных или тематических концепций, фестиваль достиг неповторимости. Плюс к черешне, ароматам, трехлитровым банкам с цветами, Бутману с Коганом на свежем воздухе и разноцветной пыли в глаза -- красивый исполнительский состав: смесь знакомого и неизвестного, демократичного и элитарного. (Спиваков, Третьяков, Петров, Плетнев, Башмет -- за высокое; Павел Коган, Игорь Бутман, Юстус Франц -- за демократию в искусстве; несколько гастролеров -- для эстетической интриги.) В зале преобладали «винтажные вещи» (шик сезона, «антиквариат» известных марок). Можно только удивляться, насколько много и давно в этом стиле делается на рынке классической музыки. Вот, к примеру, Симфония Кончертанте Моцарта, которую оркестр Башмета «Солисты Москвы» играет, сколько себя помнит. В знаменитой интерпретации каждая складка прихотливо заложена много лет назад, но время все больше облагораживает предмет. Раньше он был прозрачен и летуч, теперь в его гамме заметна терпкость. В том же антикварном духе был выдержан весь фестивальный диалог камерных оркестров. Послевоенный венский стиль (точные линии, строгие формы) показал Венский камерный оркестр. Владимир Спиваков с «Виртуозами» предложил фирменную манеру, изобретенную несколько десятков лет назад и все еще популярную. Открытый пафос и чувствительный к нему инструментализм он украсил небрежной игрой Вадима Репина (в башметовском концерте Виктор Третьяков был тщательнее) и вокальным сетом в исполнении податливого Дмитрия Корчака и стойкого Родиона Погосова. Старинный стиль от этого свежел. Но настоящий винтаж -- это когда архивная штучка поражает новизной. Так звучала лишь программа виртуозных английских духовиков London Wings с Михаилом Плетневым: квинтет Бетховена для духовых инструментов и рояля, не пугающие пьесы европейского авангардиста Дьердя Лигети, квинтет Римского-Корсакова для духовых с роялем -- маленький шедевр наивного письма. Аристократизм раритетов подчеркивало экстраординарное исполнение. Теперь, если отбросить гардеробные метафоры и пообещать больше не сравнивать фестивальные выступления элиты с принципом маленького черного платья -- столь же привлекательного, сколь традиционного, -- останется заметить: составление шикарного финала сезона из шутки-юмора почти во всех программах, прелестной атмосферы, тысячу раз слышанных вещей в известном исполнении и потерянных среди всего этого гастролеров вызывает и восхищение, и усталость. Взаимное умиление публики и музыкантов не позволяет определить, чья слеза скупее. Почему бы не решить, что утонченности и строгого (можно и радужного) профессионализма достойна всякая аудитория, в том числе самая дорогая. Но если этого решения не слышно и навязчивый выбор между шлягерами и исполнительской неаккуратностью омрачает всю картину, то в оголтелом консьюмеризме начинаешь подозревать вовсе не публику.
На фестиваль «Новая драма» из Таллина приехала «Анна Каренина II» Анна Каренина не погибла. Нет. Только покалечилась. Товарный состав чудесным образом отсек ей правую руку, левую ногу и (видимо, для полного комплекта) вышиб глаз. Лежит она, бедняжка, в себя приходит после потрясения, а муж ее, Каренин, тут как тут. Выходит на авансцену и давай морализировать. В страданиях, говорит, есть свой смысл, все происходит по воле божьей, «Мне отмщение и Аз воздам» и т.д. Ну, в смысле тебя посодют, а ты не воруй. И правда. Через какое-то время выясняется, что полюбовнику Карениной Вронскому повезло еще меньше, чем Анне. Отправился он на театр военных действий, кажется, турок воевать, и то ли ранило его, то ли контузило -- сидит теперь в инвалидном кресле овощ овощем, ничего не помнит, ничего не понимает. Вот вам -- злонравия достойные плоды... >>
Академик Александр Михайлович Панченко прожил всего шестьдесят пять лет. Не менее четверти века он почитался в профессиональной среде одним из крупнейших здравствующих русских филологов и историков культуры. Последние годы благодаря телевидению вся Россия знала: есть в Питере такой невероятный, многознающий, завораживающе артистичный и при том удивительно «свой» человек. Очень большой, очень свободный... >>
Фестивальный сезон в Москве завершился «Черешневым лесом» Организаторы фестиваля «Черешневый лес» -- «Краутерконцерт», Bosco di Ciliegi, Музей Пушкина и впечатляющий попечительский совет во главе с Олегом Янковским (там еще Галина Волчек, Эдвард Радзинский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Слава Зайцев и другие) -- подобрали мероприятию трудный жанр светского раута по художественному поводу.
Ведущая концертов и попечитель Ингеборга Дапкунайте все время кокетливо и нежно просила «отключить прибор» (в смысле телефон). Янковский в дверях улыбался и угощал черешней. Шныряли подносы с шампанским и тарталетками, двигались коробки конфет. В антракте, зажатый между спиной Градского и плечом Сати Спиваковой, слушатель мог не специально задеть Екатерину Андрееву или наступить на ногу Левону Оганезову: трогательная история о том, как светский хроникер попал в рай... >>
В Доме фотографии открылась «Зона» Карла де Кайзера Выставка де Кайзера должна была стать последней, двадцать четвертой, в проекте архитектурной фотографии «24». Изначальный замысел проекта был прост и элегантен, хотя и несколько умозрителен: количество выставок и фотографий на каждой из них должно было соответствовать числу кадров кинопленки, пролетающих за одну секунду. Поначалу идея казалась красивой, но неосуществимой -- невозможно было представить, где его куратор Юрий Аввакумов найдет столько архитектурных фотографий, а главное -- фотографов, поскольку ничтожный бюджет явно предполагал опору на внутренние ресурсы, и большого числа роскошных выставок из-за рубежа не планировалось. А Аввакумов к тому же обещал не повторяться, одних и тех же фотографов по два раза не показывать (и слово сдержал). Первые двенадцать выставок прошли в Музее архитектуры, затем проект (с небольшим скандалом) переместился в Дом фотографии. Вчера открылась последняя из обещанных -- двадцать четвертая выставка... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|