N°95 30 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Умер академик Панченко
Академик Александр Михайлович Панченко прожил всего шестьдесят пять лет. Не менее четверти века он почитался в профессиональной среде одним из крупнейших здравствующих русских филологов и историков культуры. Последние годы благодаря телевидению вся Россия знала: есть в Питере такой невероятный, многознающий, завораживающе артистичный и при том удивительно «свой» человек. Очень большой, очень свободный.
Панченко был (и ощущал себя) полноправным наследником великих традиций отечественной и европейской академической науки. Он учился в прославленном Карловом университете (Прага), по окончании которого защитил диссертацию о русско-чешских литературных связях XVII столетия (фундаментальная монография увидела свет в 1969 году). Он работал в Пушкинском доме: начинал в легендарном секторе древнерусской литературы под водительством Дмитрия Сергеевича Лихачева, некоторое время возглавлял сектор XVIII века. Его тщанием в 1970 году был подготовлен замечательный том «Русская силлабическая поэзия XVII--XVIII вв.» -- в странных и неуклюжих на вкус современного читателя виршах Панченко открывал подлинную поэзию, не только «исторически значимую», но и по-своему мощную, яркую, интеллектуально насыщенную. За якобы однообразными строками вставали несхожие судьбы, идеологические конфликты, разнонаправленные эстетические стратегии. Это было важно и по-настоящему ново. Русский семнадцатый век -- век раскола и европеизации, чаяния реформ и попыток удержать мифологизируемую старину, изысканного любомудрия и истового фанатизма, век Аввакума, Никона, Симеона Полоцкого, горя-злосчастья и взнуздывающих фортуну авантюристов, век мучительного рождения «личности» и клубящихся альтернатив российского будущего -- обретал в работах Панченко свое лицо. Привлекательное и страшное. Так было в книгах «Русская стихотворная культура XVII века» (1973; написана на основе докторской диссертации -- защитил ее ученый в 35 лет!) и «Русская культура в канун петровских реформ» (1984). Так было в научных статьях -- если автор и вел речь о других эпохах, «бунташный век» оставался «магическим кристаллом», позволяющим рельефнее и точнее увидеть прошлые, настоящие и будущие свершения и беды России. Должно быть, поэтому академик Панченко умел серьезно и страстно говорить о современности -- в сегодняшних расколах и разломах, неистовом многоязычии и борениях «старины» с «новизной» он видел отражения давних (но живых!) культурных конфликтов. Панченко мог негодовать и ужасаться, но ощущал смысловое единство русской истории. И заражал этим чувством своих читателей и телезрителей. В 1976 году появилась и сразу же стала «интеллектуальным бестселлером» совместная книга учителя и ученика -- академика Лихачева и тогда еще не академика Панченко -- «Смеховой мир» Древней Руси». Раздел, написанный Александром Михайловичем, называется «Смех как зрелище». Автор действительно знал толк и в смехе, и в зрелищах -- порукой тому не только блистательная телевизионная карьера ученого, но и те «рискованные» -- веселые и свободные -- публичные жесты академика Панченко, что давно вошли в золотой фонд легенд филологического цеха. Мифы и анекдоты о Панченко будут жить долго. Как и предания о Погодине, Буслаеве, Ключевском, Шахматове, Перетце, Лихачеве... Как и труды выдающегося ученого. Александр Михайлович умер. Нам остается горькое утешение -- двустишие высоко ценимого им Симеона Полоцкого: Художество художеств есть себе познати/ и наученну быти добре умирати.
На фестиваль «Новая драма» из Таллина приехала «Анна Каренина II» Анна Каренина не погибла. Нет. Только покалечилась. Товарный состав чудесным образом отсек ей правую руку, левую ногу и (видимо, для полного комплекта) вышиб глаз. Лежит она, бедняжка, в себя приходит после потрясения, а муж ее, Каренин, тут как тут. Выходит на авансцену и давай морализировать. В страданиях, говорит, есть свой смысл, все происходит по воле божьей, «Мне отмщение и Аз воздам» и т.д. Ну, в смысле тебя посодют, а ты не воруй. И правда. Через какое-то время выясняется, что полюбовнику Карениной Вронскому повезло еще меньше, чем Анне. Отправился он на театр военных действий, кажется, турок воевать, и то ли ранило его, то ли контузило -- сидит теперь в инвалидном кресле овощ овощем, ничего не помнит, ничего не понимает. Вот вам -- злонравия достойные плоды... >>
Академик Александр Михайлович Панченко прожил всего шестьдесят пять лет. Не менее четверти века он почитался в профессиональной среде одним из крупнейших здравствующих русских филологов и историков культуры. Последние годы благодаря телевидению вся Россия знала: есть в Питере такой невероятный, многознающий, завораживающе артистичный и при том удивительно «свой» человек. Очень большой, очень свободный... >>
Фестивальный сезон в Москве завершился «Черешневым лесом» Организаторы фестиваля «Черешневый лес» -- «Краутерконцерт», Bosco di Ciliegi, Музей Пушкина и впечатляющий попечительский совет во главе с Олегом Янковским (там еще Галина Волчек, Эдвард Радзинский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Слава Зайцев и другие) -- подобрали мероприятию трудный жанр светского раута по художественному поводу.
Ведущая концертов и попечитель Ингеборга Дапкунайте все время кокетливо и нежно просила «отключить прибор» (в смысле телефон). Янковский в дверях улыбался и угощал черешней. Шныряли подносы с шампанским и тарталетками, двигались коробки конфет. В антракте, зажатый между спиной Градского и плечом Сати Спиваковой, слушатель мог не специально задеть Екатерину Андрееву или наступить на ногу Левону Оганезову: трогательная история о том, как светский хроникер попал в рай... >>
В Доме фотографии открылась «Зона» Карла де Кайзера Выставка де Кайзера должна была стать последней, двадцать четвертой, в проекте архитектурной фотографии «24». Изначальный замысел проекта был прост и элегантен, хотя и несколько умозрителен: количество выставок и фотографий на каждой из них должно было соответствовать числу кадров кинопленки, пролетающих за одну секунду. Поначалу идея казалась красивой, но неосуществимой -- невозможно было представить, где его куратор Юрий Аввакумов найдет столько архитектурных фотографий, а главное -- фотографов, поскольку ничтожный бюджет явно предполагал опору на внутренние ресурсы, и большого числа роскошных выставок из-за рубежа не планировалось. А Аввакумов к тому же обещал не повторяться, одних и тех же фотографов по два раза не показывать (и слово сдержал). Первые двенадцать выставок прошли в Музее архитектуры, затем проект (с небольшим скандалом) переместился в Дом фотографии. Вчера открылась последняя из обещанных -- двадцать четвертая выставка... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|