N°89 22 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Институт неясного назначения
Два года назад только что инаугурированный глава государства Владимир Путин начал федеративную реформу, посвященную упразднению региональной фронды. В конце 90-х ее центром был сенат, в который входили лидеры исполнительной и законодательной власти субъектов федерации. Сенат был опорой опального генпрокурора Юрия Скуратова, в стенах здания на Большой Дмитровке весь 1999 год возникали (и частью лопались) общефедеральные политические проекты, спикер сената Егор Строев часто поминался среди кандидатов в президенты.
Выбранное Владимиром Путиным решение проблемы было на первый взгляд простым и изящным. Региональные лидеры должны были уступить место своим представителям. Кремль рассчитывал, что с посланцами регионов договориться будет проще. Так оно в общем и получилось. Зато возникли проблемы, которых не ждали. На первый взгляд реформа сената благополучно завершена -- избрано руководство, сформированы комитеты и комиссии, в том числе и новые, и казалось бы, у палаты есть все основания для того, чтобы занять достойное место в российской политике. Однако пока этого не произошло. Совет Федерации, что, кстати, признают и сами сенаторы, превратился в «тихий и незаметный» политический орган. «В свое время, когда готовилась российская Конституция, верхняя палата задумывалась как противовес нижней палате, чтобы соблюсти баланс сил и интересов, так принято во всем мире», -- рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Борис Золотухин, в свое время участвовавший в работе президентской рабочей группы по созданию российской Конституции. Вся проблема в том, что Совету Федерации уравновешивать некого. Госдума лояльна президенту не меньше, чем обновленный сенат. Поставить новую задачу перед сенаторами власти не спешат. У Совета Федерации остается только одна дорога -- конкурировать с Думой. Однако реального состязания пока не получается. Борис Золотухин считает, что попытка сенаторов работать на постоянной основе и сделать из палаты вторую Думу не отвечает Конституции, приведет к конкуренции палат и в итоге ослабит государственный механизм в целом. На самом деле, сенаторы, какими бы авторитетными они бы ни были, не могут стать аналогом Госдумы просто потому, что Госдума уже есть. И вторая совсем не нужна. Доказательством тому -- вся деятельность сената последних месяцев. Несмотря на переход на постоянный режим, Совет Федерации, как и прежде, является не более чем инстанцией, которая утверждает плоды работы Госдумы. Меж тем у сенаторов и их главы Сергея Миронова были совсем другие планы. Если опустить все инициативы г-на Миронова, так или иначе связанные с изменением Конституции (увеличение срока правления президента до семи лет, выборность СФ и пр.), предполагалось, что палата составит пятилетний план законотворчества, систематизирует правовое поле, а главное -- «активизирует законотворческую деятельность». Законопроекты должны были посыпаться из СФ в невероятном количестве -- начиная от проектов, посвященных развитию федеративной реформы, и заканчивая нормативными актами относительно «музейного дела». Куда делся весь законотворческий пыл СФ, непонятно. Пока что сенат выдал одну законодательную инициативу -- законопроект о придании Счетной палате дополнительных полномочий. Больше же времени сенаторы посвящали самим себе -- шумели по поводу нового помещения для законодательной работы, решали вопросы материального обеспечения. Пока все желания спикера палаты Сергея Миронова «кардинально изменить роль сената в законотворческом процессе» и начать наконец «принимать важные для развития страны законодательные акты» так и остаются на сегодняшний день пустым звуком. Впрочем, главной задачей реформы сената было лишение регионов возможности формировать совокупное политическое мнение. Это получилось. Все остальное -- побочные действия.
Два года назад только что инаугурированный глава государства Владимир Путин начал федеративную реформу, посвященную упразднению региональной фронды. В конце 90-х ее центром был сенат, в который входили лидеры исполнительной и законодательной власти субъектов федерации. Сенат был опорой опального генпрокурора Юрия Скуратова, в стенах здания на Большой Дмитровке весь 1999 год возникали (и частью лопались) общефедеральные политические проекты, спикер сената Егор Строев часто поминался среди кандидатов в президенты... >>
Деятельность пореформенного Совета Федерации далеко не бессмысленна. В этом корреспондента газеты «Время новостей» убеждает вице-спикер Совета Федерации Александр ТОРШИН... >>
«Российский сенат перестал быть полноценным субъектом законодательного процесса». В этом газету «Время новостей» убеждал депутат Сергей Митрохин, зампред думского комитета по вопросам местного самоуправления. Г-н Митрохин уверен, что спасти СФ от окончательной политической деградации сможет только отказ от нынешнего принципа формирования палаты... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|