N°8
18 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  18.01.2002
Памяти Юрия Давыдова
версия для печати
В эту смерть поверить трудно. Когда перед самым Новым годом стало известно, что Юрий Владимирович снова в больнице, что-то противилось неумолимой «логике». И понятно что: в Давыдове был такой запас жизнелюбия, такая внутренняя энергия, такой задор, каких хватило бы на десяток людей, годящихся ему в сыновья и внуки. Под своей заветной книгой -- романом «Бестселлер» -- писатель поставил две даты: 1924-2000. Это было больше, чем литературный ход (хотя «Бестселлер» и впрямь вобрал всю жизнь автора), -- это было предчувствие, с которым нельзя было примириться. Он знал лучше.

Как всякий истинный художник, Давыдов был одновременно человеком свободы и человеком долга. Он знал, что ему надлежит исполнить, и чувствовал радость от работы. Каких бы печальных и страшных тем ни касался Давыдов (а он писал о провокациях и предательствах, об идеологической одержимости и бесчеловечности государственной системы, о тюремном заключении и смертной казни), в его прозе всегда слышался голос счастливого человека. Счастливого, потому что может проникнуть в тайны истории. Счастливого, потому что умеет приблизиться к "закрытой" душе персонажа. Счастливого, потому что может запечатлеть в слове жизнь, которая всегда больше «политики», «психологии», «идей». При советской власти Давыдов не играл аллюзиями -- его действительно занимала эпоха, начавшаяся 1 марта 1881 года и завершившаяся в 1917 году. Но сама верность истории воспитывала в читателях человечность и душевную трезвость, уводила их от притягательных «простых» решений и скептического нигилизма. Не отождествляя большевистскую квазиимперию с империей Российской, Давыдов приучал нас ненавидеть деспотизм и фанатизм, стеснение мысли и идеологическую слепоту. Он умел показать их чудовищность, но умел и смеяться над злом. И чем старше и свободнее становился писатель, чем больше знал он о прошлом, тем отчетливее звучал его освобождающий смех, получивший полную волю в «Бестселлере».

Юмор Давыдова неотделим от его лиризма. Клонящаяся в пятистопный ямб проза словно бы пародирует авторское тяготение к «поэтическому слову» и в то же время разрешает строгому прозаику стать поэтом, которому как «ветру и орлу и сердцу девы нет закона». Шутка у Давыдова не менее важна, чем разбег поэтических ассоциаций, смелые метафоры, фантастические гипотезы, что движут иные сюжеты. Свобода неотделима от поэзии. А поэзия -- от душевной молодости, готовности послать куда подальше литературные приличия, рискнуть, загулять...

Такой свободой живут книги Давыдова -- так жил он сам. Он был не только великолепным мастером устного рассказа и публичного выступления (всегда начинающегося запинками и оговорками и разрешающегося победительной, радующей самого рассказчика остротой), но и чутким слушателем, по-настоящему заинтересованным в собеседнике. Интерес к людям (такой же, как к далеким временам и заморским странам, великим стихам и заурядным происшествиям) отзывался отчетливо выраженной приязнью к молодым (по сравнению с ним) литераторам. Свойство, признаться, по нашим временам, отравленным дурацкой межпоколенческой рознью, редкое. И стоящее искренней благодарности.

В последние годы Юрий Владимирович слышал много добрых слов: и от «официальных лиц» (он получил несколько престижных премий), и от друзей, единомышленников, почитателей. И все-таки как много мы ему не сказали. Давыдов прожил большую, многоцветную, яркую жизнь и свершил свой подвиг -- закончил «Бестселлер». И все-таки как невыносимо, что его больше нет...
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.01.2002
Вручены премии журнала «Знамя»
Годовые премии любимым авторам вручают почти все «толстые» журналы. Но у «Знамени» в этом сюжете особая роль. Во-первых, именно «знаменцы» в новые времена возродили этот советский обычай -- создали соответствующий фонд, привлекали разнообразных спонсоров, финансирующих награды по разным номинациям, возбудили ревность коллег и тем самым подвигли их на раздачу новогодних гостинцев. Во-вторых, «знаменские» премиальные вечера проходят, как правило, в одном месте, Овальном зале Библиотеки иностранной литературы, и в одно время -- под старый Новый год. А традиции мы любим, хотя они и нарушаются: в прошлом году журнал справлял юбилей, а потому нуждался в более просторном помещении, в нынешнем старый Новый год пришелся на воскресенье, а потому журнальный праздник на несколько дней опоздал. (Впрочем, елочку из Овального зала не убрали.) В-третьих (и в-главных), «знаменские» торжества проходят весело -- они стали праздником не только для лауреатов и журнала, но и для московского литераторского сообщества. >>
  • //  18.01.2002
Во избежание двусмысленности сразу оговорюсь: к открытию выставки по случаю юбилея ММВБ в Новом Манеже отношусь положительно. Подобных выставок должно быть несколько в год. И если их упрямо не желают устраивать музеи -- честь и хвала людям, обладающим не только капиталом, но и веберовским пониманием его роли. Тут можно только посетовать, что они не справляют юбилеев по два-три раза в году... >>
  • //  18.01.2002
В эту смерть поверить трудно. Когда перед самым Новым годом стало известно, что Юрий Владимирович снова в больнице, что-то противилось неумолимой «логике». И понятно что: в Давыдове был такой запас жизнелюбия, такая внутренняя энергия, такой задор, каких хватило бы на десяток людей, годящихся ему в сыновья и внуки. Под своей заветной книгой -- романом «Бестселлер» -- писатель поставил две даты: 1924-2000. Это было больше, чем литературный ход (хотя «Бестселлер» и впрямь вобрал всю жизнь автора), -- это было предчувствие, с которым нельзя было примириться. Он знал лучше... >>
  • //  18.01.2002
В клубе «Б-2» прошла презентация псевдоклипа псевдогруппы
Вот все-таки с каким упорством некоторые люди занимаются не пойми чем. В среду музжурналистам в клубе «Б-2» пытались «сделать страшно» путем демонстрации нового видеоклипа «панк-группы» «Восьмая Марта». История этой троицы девах, лишенных всякого понятия о музыке, не столько запутана, сколько нудна. Предыдущий их клип был безбюджетным, и его шутки ради показали в одиозной передаче «Двенадцать злобных зрителей». Мнения гостей разделились, приняв вербальные выражения в виде привычных «круто» и «отстой». Не помню, удалось ли вменяемым участникам передачи отправить ЭТО в «отстой», но незадачливая группа уверовала в свою «панковость» и на голубом глазу продолжает карьеру... >>
  • //  18.01.2002
Новый фильм ужасов на экранах Москвы
Фильм Стива Бека «13 привидений» поставлен на студии Dark Castle Entertainment. Буквальный перевод названия -- «Темный замок». Но в оригинале слово сastle должно напомнить не только о памятнике средневековой архитектуры, но и о фамилии Уильяма Кастла -- неплохого режиссера, классика трэш-ужасов и неутомимого выдумщика, превращавшего сеансы своих фильмов в леденящие тинейджерскую кровь перформансы. У дверей кинотеатров демонстративно дежурили кареты «скорой помощи», а пришедшим на фильм предлагали оформить страховку, по которой родственники умерших от страха зрителей могли получить кругленькую сумму... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика