N°76
27 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  27.04.2002
Утешение для отчужденных
Некоммерческая программа ярмарки «Арт-Москва»

версия для печати
Отличие ярмарки «Арт-Москва» от ярмарки «Арт-Манеж» до поры до времени заключалось в том, что первая стремилась к репрезентации contemporary art, общепонятного в международной художественной практике, в то время как вторая скромно оставалась на позициях салонного искусства, не менее распространенного в мире, но продающегося без помпы, в рабочем порядке. Практика показала, что красивого противостояния не получается в силу единого формата событий. Оба маркированы словом «ярмарка». Посему надо учитывать возможности потенциальных покупателей. Какой же сумасшедший купит огромную инсталляцию или работу, созданную в жанре видеоарта, а тем паче интернет-проект? Конечно, в прошлом году Зураб Церетели для своего (то есть нашего, московского) Музея современного искусства приобрел на «Арт-Москве» видеоинсталляцию Александра Бродского. Но ведь даже его возможности небезграничны. Можно предположить, что Умар Джабраилов, не так давно «подсевший» на коллекционирование современного искусства, решит переплюнуть нашего академика-гигантомана. Но где гарантия? Поэтому лучше уж старым испытанным способом предлагать на ярмарке живопись, скульптуру, фотографию.

«Арт-Москва» нашла вполне интеллигентный способ медленно, но верно двигаться в интернациональном художественном направлении без ощутимых финансовых и экзистенциальных потерь. Ярмарочная часть представляет на продажу более или менее понятные вещи, а вся «навороченная» и, по большому счету, просветительская часть отдается под некоммерческие, отечественные и зарубежные проекты. Иначе и не должно быть. Мировая практика показывает, что новаторские художественные проекты, масштабные по форме и неожиданные по содержанию, можно показывать только на авторитетных «непродажных» международных выставках, и приобретать их под силу лишь очень крупным институциям. В Москве пока нет ни того, ни другого. Потому обходимся полумерами. И то дело.

На «Арт-Москве» культпросвет начинается с показа работы 1988 года всемирно известной британской художницы Моны Хатум. От перформансов и видео она уже давно перешла к созданию объектов, скульптур и многомерных инсталляций, но тем не менее полезно узнать хотя бы имя и увидеть характерное произведение знаменитой лондонской художницы, родившейся в Ливане. Это фильм, созданный на основе слайдов и писем. Плавно сменяющиеся фрагменты тела обнаженной женщины, матери Моны Хатум, просвечивают сквозь вязь арабского текста. Текст -- реальные письма матери, которые она писала дочери, надолго задержавшейся в Лондоне. Дочь читает письма вслух на английском языке. Вторым планом звучит их разговор на арабском. Письма -- о войне, разлуке, сексуальности. Об этой работе под названием «Степень отчуждения» автор пишет так: «Я постаралась четко показать чувства и личный опыт двух женщин в социальном и политическом контексте гражданской войны в Бейруте, которая привела к отделению и отчуждению друг от друга». Но в одном из писем мать говорит, что теперь они общаются открыто и доверительно, как сестры. Политика и география их разобщила, а искусство позволило вновь объединиться.

Документальность и телесность практически всегда присутствуют в видеоработах, и проекты, показанные в некоммерческой программе «Арт-Москвы», не исключение. Самого себя показывает на видео художник из Гонконга Хо Сиу-ки (участник 49-й Венецианской биеннале), художник из Вильнюса Артурас Райла пользуется архивными документальными съемками 40-х годов, а его коллега Эгле Ракаускайте снимает на черно-белую пленку стариков, отвечающих на вопросы о прожитой жизни.

Используя ожидания честной документальности, которую традиционно связывают с видео, художница из Финляндии Эйя Лиза Ахтила (участница 48-й Венецианской биеннале) вводит зрителя в некоторое заблуждение. На самом деле ее картина «Служба утешения» -- это игровой фильм с актерами и компьютерными эффектами. Но сделан он настолько мастерски, что возникает эффект присутствия внутри подлинной истории. Сюжет, если коротко, таков. Он и Она ненавидят друг друга до лицевых судорог. Прихватив с собой младенца, пара пришла к психотерапевту, который должен помочь им поставить в отношениях точку. Фильм снят двумя параллельными камерами и позволяет видеть одновременно и говорящего, и молчащего героя. После всех высказанных друг другу претензий врач предлагает им выразить свои эмоции без слов. Супруги начинают лаять в прямом смысле слова. Следующий фрагмент -- день рождения мужа, отмечаемый в дружеской компании. Пустые разговоры, выпивка и... поход в ресторан, почему-то по льду замерзшего водоема. К концу второй минуты напряженного хода лед разверзается, и на фоне подводных съемок идет трагический монолог о смерти и прошедшей жизни. В третьем фрагменте героиня сидит с книжкой под ночником и чутко прислушивается ко всяким шорохам. Тут-то «служба утешения» и засылает к ней мужа. Он материализуется из воздуха, кланяется ей, а потом стремительно уменьшается в размерах и исчезает. Так повторяется несколько раз. На этом и фильму конец. Зритель остается в таком же недоумении, что и героиня -- молодая, злобная, страдающая женщина, уже готовая все простить. Человеку неискушенному стоит пару раз просмотреть этот 24-минутный фильм. Сначала -- чтоб непосредственно пережить трагическую историю расстающейся семейной пары, имеющей годовалого ребенка. Потом -- чтоб оценить искусные переплетения реализма и фантазийных моментов, приемов, соединяющих уникальность истории и ситуаций-клише, в которые герои попадают. В этой работе автор изящно и ненавязчиво предлагает чуть более критично относиться к частным и общественным ритуалам и чуть спокойнее воспринимать бразильские и голливудские сериалы, сконструированные с помощью элементарных кинематографических приемов.

Для любознательных, но небогатых посетителей «Арт-Москвы» некоммерческая программа ярмарки тоже стала своеобразным утешением: они, по крайней мере, увидели работы еще нескольких звезд мировой величины, доселе им неведомых.
Юлия ОВЧИННИКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.04.2002
Некоммерческая программа ярмарки «Арт-Москва»
Отличие ярмарки «Арт-Москва» от ярмарки «Арт-Манеж» до поры до времени заключалось в том, что первая стремилась к репрезентации contemporary art, общепонятного в международной художественной практике, в то время как вторая скромно оставалась на позициях салонного искусства, не менее распространенного в мире, но продающегося без помпы, в рабочем порядке. Практика показала, что красивого противостояния не получается в силу единого формата событий. Оба маркированы словом «ярмарка»... >>
  • //  27.04.2002
Войны за имущество сотрясают учреждения культуры столицы
Российское агентство «Информкино», с 1974 года существующее по адресу Большая Ордынка, дом 43, стр. 1, вновь подверглось атаке со стороны Фонда поддержки СМИ 095. Год назад исконным арендаторам здания, находящегося под покровительством Главного управления охраны памятников, удалось доказать свое право на помещение. Но в феврале 2002 года Фонд поддержки СМИ все же зарегистрировал свой договор на аренду здания. Таким образом, у дома на Ордынке оказалось два хозяина -- старый, действие договора с которым истекает только в 2004 году, и новый. Конфликт налицо -- и дело должно решаться в суде. Однако еще до суда представители новоиспеченного арендатора предпочли застолбить свое право на присутствие в здании и ввели туда пятерых сотрудников частного охранного предприятия «Родон 1», которые внесли в фойе стол, расположились вокруг него и принялись за охрану... >>
  • //  27.04.2002
Знаменитый грузинский режиссер Роберт Стуруа привез на гастроли в Москву четыре спектакля. О первом из них -- легендарной постановке пьесы Бертольта Брехта «Кавказский меловой круг» -- мы, утерев слезы восторга, уже писали (см. «Время новостей» от 22.04.02). Следующий театральный опус маэстро -- «Человек ли он?» по произведениям классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе -- столь бурных эмоций не вызвал (что неудивительно: «Кавказский меловой» -- шедевр, а шедевров много не бывает). Не вызвал он, однако, и желания писать рецензию. Скорее историко-социальный очерк... >>
  • //  27.04.2002
«Гранд-Опера» и Гамбургский балет -- все будут в гости к нам
Вчерашний день в Большом театре стал днем объявления дальних планов. Прессу пригласили на две пресс-конференции подряд -- с руководством Парижской оперы (генеральный директор Юг Галь, директор балета Брижит Лефевр) и с хореографом Джоном Ноймайером. Балет «Гранд-Опера» и возглавляемый Ноймайером Гамбургский балет -- два самых закрытых учреждения в современном мире: подвигнуть их на сотрудничество невероятно сложно и столь же почетно. Но нынешнее руководство Большого (гендиректор Анатолий Иксанов и худрук балета Борис Акимов, представлявшие зарубежных коллег) не ищет легких путей и упорно пытается заключить соглашения о сотрудничестве... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика