N°76
27 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  27.04.2002
Гиви, ты Россию любишь?
версия для печати
Знаменитый грузинский режиссер Роберт Стуруа привез на гастроли в Москву четыре спектакля. О первом из них -- легендарной постановке пьесы Бертольта Брехта «Кавказский меловой круг» -- мы, утерев слезы восторга, уже писали (см. «Время новостей» от 22.04.02). Следующий театральный опус маэстро -- «Человек ли он?» по произведениям классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе -- столь бурных эмоций не вызвал (что неудивительно: «Кавказский меловой» -- шедевр, а шедевров много не бывает). Не вызвал он, однако, и желания писать рецензию. Скорее историко-социальный очерк.

С точки зрения театральной эстетики спектакль по Чавчавадзе -- сразу же, с первых минут, узнаваемый Стуруа: экспрессивные жесты, утрированные интонации, балаганное веселье, то игривая («чито-брито»), то трагически-пафосная музыка Гии Канчели. Зловещий юмор, переходящий в добродушный гротеск... Конечно, весь этот придуманный и запатентованный Стуруа «джентльменский набор» грузинского театра уже немного трачен временем, но все равно убедителен и обаятелен. Речь, однако, не о том. Накануне гастролей по театральной Москве прокатился слух: Стуруа поставил русофобский спектакль. Верилось с трудом (в театральных кругах попасть в русофобы можно из-за случайно оброненной мизансцены). Слухи, тем не менее, оказались хоть и преувеличенными, но не беспочвенными.

Совершив фирменный концептуальный кульбит, Стуруа искусно наложил описанную Чавчавадзе историю грузинской семьи на историю взаимоотношений Грузии и России. Первая персонифицирована в представителях знатного, но вымирающего рода, старосветских помещиках грузинского разлива. Вторая -- в русском солдафоне (эдаком заброшенном в Закавказье Скалозубе), проживающем у радушных грузинских хозяев на не вполне понятных основаниях. Здесь все хороши. Грузины бесшабашны и по-детски обидчивы, русский чванлив, надменен и склонен к резонерству. И поначалу никаких определенных выводов из увиденного не сделаешь. Если бы не финал. Представители древнего рода уходят в небытие пусть не при прямом участии, но уж точно при явном попустительстве солдафона. Последний застывает со зловещей улыбкой на устах у распростертого на полу главы семьи -- князя Луарсаба Таткаридзе, превосходно сыгранного Жанри Лолашвили. Жертвой в спектакле оказывается все же Грузия (можно уточнить -- патриархальная Грузия). Россия -- если не палачом, то уж во всяком случае фигурой малопривлекательной. Старосветские помещики, сколь бы бестолковы и беспомощны они ни были, все же милее Скалозуба, равнодушно переступающего через тело своего гостеприимного хозяина.

Не сомневаюсь, что отношение к России великого грузинского режиссера в действительности куда сложнее любых формулировок. Его спектакль отразил тем не менее довольно важную тенденцию. В сознании западных и западноориентированных людей, равно как и большей части интеллигенции бывших российских окраин, империя -- неважно, советская или досоветская -- есть тюрьма народов. Выход из состава империи, то есть из тюрьмы, -- безусловное благо. Все беды -- и прежние, и теперешние -- следствие пребывания в заточении и проживания в непосредственной близости от бывшего тюремщика.

Все так, да не так, ибо традиционным отношениям «метрополия -- колонии» советская империя не соответствовала. Из колоний принято выкачивать деньги, но такие республики, как Грузия, Армения или Киргизия, сами были дотационными. Более того, именно существование в рамках империи в значительной степени способствовало завидному с точки зрения жителей Новосибирска или Вологды благосостоянию их граждан. Ведь отнюдь не случайно, по мнению жителей той же Вологды или даже Москвы, грузин (а в его лице любой кавказец) был человеком богатым. Это не только аберрация обывательского сознания. Это непреложный факт.

Помидоры или мандарины стоили на российских базарах относительно дорого, а производимые где-нибудь на Урале холодильники или утюги относительно дешево. И все это можно было беспрепятственно продавать и покупать. Конкуренции почти не было (это теперь помидоры хоть из Израиля вези), таможенных пошлин тоже. Тюрьма народов, в которой заключенные живут лучше тюремщиков, -- это картина, достойная пера Ионеско.

Конечно, торговлей занималось не 100 процентов населения южных республик, но поток денег нехитрым образом перераспределялся среди них. Знаю об этом не понаслышке. Я, например, родилась и выросла в Баку. О царивших там нравах можно написать увлекательную книгу очерков. Врач брал деньги за то, чтобы выписать бюллетень. Университетский преподаватель -- за экзамены, школьный -- за аттестат. Большая часть адвокатов работали посредниками в передаче взяток от подсудимых судьям. Человек, торговавший квасом на улице, был Ротшильдом. Заведующий базой, складом или магазином -- Гарун аль Рашидом. Таксист никогда в жизни не включал счетчик. В автобусах сроду не было никаких билетов. Требовать сдачу было не принято -- всем же хочется жить.

Тотальная закавказская коррупция нашла отражение в многочисленных анекдотах. Судья, напуская на себя серьезность: «Подсудимый Шавишвили, вам предоставляется последнее слово». Подсудимый с праведным гневом в голосе: «Сто тысяч, и ни копейкой больше».

Вчуже все это обычно трактовалось как восточный колорит. Чурчхела, ткемали, лаваш, долма, протяжные песни, традиционные гостеприимство, бережно хранимая память о предках... Жители южных окраин и впрямь представали в глазах старосветскими помещиками и очаровательными «мимино», недостатки которых простительны и понятны. Русская интеллигенция была очарована Закавказьем (см., например, «Уроки Армении» Андрея Битова). В действительности помимо положительных уроков тут можно было извлечь едва ли не больше отрицательных.

Все искажения советского зазеркалья приобретали на жарком южном солнце невиданные размеры. Понятие «теневая экономика» тут как-то не очень и подходило, ведь тень (даже на жарком и ярком солнце) должен отбрасывать реальный предмет.

И неслучайно с падением империи закавказский житель вдруг так тотально обнищал. В огромной империи, пусть сидящей на нефтедолларовой игле, все же было что перераспределять между собой. Но главное, вхождение в империю позволяло той же Грузии не испытывать комплекс маленькой провинциальной страны. Смею утверждать, что не только расцвет национального кинематографа, но и расцвет самого театра, одним из лучших представителей которого является Стуруа, был в значительной степени следствием этого вхождения.

Я менее всего мечтаю о воссоединении разведенных историей народов в новую единую семью, будучи искренне уверена, что распад империи если и был для кого благом, так в первую очередь для самой России. Я хочу лишь констатировать: «совок» -- понятие столько же российское, сколько грузинское, азербайджанское или узбекское (вот развалился Союз, и этого самого «совка» стало на окраинах, не считая Прибалтики, не меньше, а больше, чем в «метрополии»). Народы бывшего СССР жили не под пятой России, а под пятой этого самого «совка». И если грузинскому народу удастся, выбравшись из-под него быстрее российского, указать тем самым методы и пути, нам останется лишь воскликнуть на чистом грузинском языке: «Мадлоб, генацвали!»
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  27.04.2002
Некоммерческая программа ярмарки «Арт-Москва»
Отличие ярмарки «Арт-Москва» от ярмарки «Арт-Манеж» до поры до времени заключалось в том, что первая стремилась к репрезентации contemporary art, общепонятного в международной художественной практике, в то время как вторая скромно оставалась на позициях салонного искусства, не менее распространенного в мире, но продающегося без помпы, в рабочем порядке. Практика показала, что красивого противостояния не получается в силу единого формата событий. Оба маркированы словом «ярмарка»... >>
  • //  27.04.2002
Войны за имущество сотрясают учреждения культуры столицы
Российское агентство «Информкино», с 1974 года существующее по адресу Большая Ордынка, дом 43, стр. 1, вновь подверглось атаке со стороны Фонда поддержки СМИ 095. Год назад исконным арендаторам здания, находящегося под покровительством Главного управления охраны памятников, удалось доказать свое право на помещение. Но в феврале 2002 года Фонд поддержки СМИ все же зарегистрировал свой договор на аренду здания. Таким образом, у дома на Ордынке оказалось два хозяина -- старый, действие договора с которым истекает только в 2004 году, и новый. Конфликт налицо -- и дело должно решаться в суде. Однако еще до суда представители новоиспеченного арендатора предпочли застолбить свое право на присутствие в здании и ввели туда пятерых сотрудников частного охранного предприятия «Родон 1», которые внесли в фойе стол, расположились вокруг него и принялись за охрану... >>
  • //  27.04.2002
Знаменитый грузинский режиссер Роберт Стуруа привез на гастроли в Москву четыре спектакля. О первом из них -- легендарной постановке пьесы Бертольта Брехта «Кавказский меловой круг» -- мы, утерев слезы восторга, уже писали (см. «Время новостей» от 22.04.02). Следующий театральный опус маэстро -- «Человек ли он?» по произведениям классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе -- столь бурных эмоций не вызвал (что неудивительно: «Кавказский меловой» -- шедевр, а шедевров много не бывает). Не вызвал он, однако, и желания писать рецензию. Скорее историко-социальный очерк... >>
  • //  27.04.2002
«Гранд-Опера» и Гамбургский балет -- все будут в гости к нам
Вчерашний день в Большом театре стал днем объявления дальних планов. Прессу пригласили на две пресс-конференции подряд -- с руководством Парижской оперы (генеральный директор Юг Галь, директор балета Брижит Лефевр) и с хореографом Джоном Ноймайером. Балет «Гранд-Опера» и возглавляемый Ноймайером Гамбургский балет -- два самых закрытых учреждения в современном мире: подвигнуть их на сотрудничество невероятно сложно и столь же почетно. Но нынешнее руководство Большого (гендиректор Анатолий Иксанов и худрук балета Борис Акимов, представлявшие зарубежных коллег) не ищет легких путей и упорно пытается заключить соглашения о сотрудничестве... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика