N°68 17 апреля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ровный ход «ослика» Издательству «Вагриус» исполнилось десять лет
Когда (если) будет писаться обстоятельная история русской литературы рубежа тысячелетий, имя издательства «Вагриус» займет в ней одну из самых важных позиций. Созданная десять лет и сперва не слишком приметная фирма с диковинным названием не только сумела выстоять на диковатом российском рынке, но и сохранила «исходные» принципы. Выпуская коммерческие книги (кстати, отнюдь не худшего качества), издательство постоянно и целенаправленно пестовало серьезную литературу. Иногда это удавалось лучше, иногда хуже, но стратегия оставалась неизменной. И в начале 90-х, когда современному прозаику или поэту было просто «некуда пойти», и сейчас, когда за живую серьезную словесность всерьез взялись самые разные издательства. Можно и должно радоваться богатству сегодняшней издательской палитры, можно и должно сопоставлять новейшие прозаические серии «ЭКСМО», «АСТ», «ОЛМА», «Нового литературного обозрения», издательства «Независимая газета», «Лимбус Пресс» и прочих фирм с представительной коллекцией «Вагриуса», можно и должно находить в ней пробелы и недочеты. Все можно. Теперь. Но нельзя забыть, что «Вагриус» первым вывел новейшую русскую литературу на книжный рынок. Положил почин и указал дорогу своим будущим (сегодняшним) конкурентам.
Памятником десятилетней работы стал увесистый двухтомник, выпущенный прямо к юбилею издательства. Называется он «Вагриус. Проза», а является, по сути дела, подробным путеводителем по ландшафту новейшей словесности. Здесь собраны рассказы либо фрагменты крупных сочинений шестидесяти с лишним писателей -- авторов «Вагриуса». Даже оглавление двухтомника сильно колеблет расхожую бессмысленную легенду о бедности нашей литературы. Рядом с прозой недавно ушедших от нас Виктора Астафьева и Юрия Давыдова публикуются тексты Владимира Маканина и Бориса Екимова, Людмилы Петрушевской и Андрея Битова, Марины Вишневецкой и Ольги Славниковой, Андрея Дмитриева и Алексея Слаповского, Юрия Буйды и Виктора Пелевина, Евгения Попова и Юрия Малецкого, Олега Павлова и Дмитрия Быкова... Ставший «гербом» издательства трудолюбивый ослик способен «вынести» на себе всех. Без спешки и промедлений. Не реагируя на злые шутки и удивленные возгласы. Он свое дело знает, а дело его -- правое. Сегодня «Вагриус» торжественно отметит свой юбилей. Дело известное: официальная часть, приветствия от сильных мира сего, поздравления коллег, авторов и друзей, концерт, фуршет, разъезд и раскладывание гостинцев. Надо думать, и гости издательства без подарков не останутся -- уж на собственный-то юбилей упрямый ослик наверняка прибудет с солидным грузом новейших книг. Одна двухтомная антология чего стоит! А ведь к публикациям современной прозы работа издательства не сводится. Есть еще серии «Мой 20 век», «Литературные мемуары» (пока там вышли книги Конан Дойла, Гиляровского, Мандельштама, дневники Елены и Михаила Булгаковых), «Проза поэта» (недавно пополнившаяся томиками Гейне и Василия Каменского), «Записные книжки». Да и детективы «Вагриуса» заслуживают добрых слов. И книги о новейшей истории. Всего не перечислишь. Да и не нужно. Мы привыкли к дарам «Вагриуса», а потому не слишком задумываемся об их цене. О подвижнической работе в отнюдь не самых благоприятных условиях. О верности себе. О преданности культуре. Об «ослином упрямстве», без которого в России ничего не добьешься. И еще о том, что долг платежом красен. Совсем мы забыли эту народную мудрость или нет, станет ясно в начале июня -- после оглашения списка новых лауреатов Государственной премии РФ в области литературы и искусства. «Вагриус» выдвинут на «Государыню» за просветительскую деятельность. Сказать, что справедливо, -- ничего не сказать. И если наше государство действительно озабочено своим культурным имиджем, то ему предоставляется блестящая возможность в этом нас убедить -- наградить нашего ослика. Который, конечно, существо терпеливое, но в корме тоже нуждается. Чтобы и дальше тянуть свою ношу -- всем нам на радость.
В прокат выходит диетический триллер Дэвида Финчера «Комната страха» На сегодняшний день на счету Дэвида Финчера, клипмейкера и нонконформиста, одного из лучших (в прошлом?) режиссеров Америки, пять полнометражных игровых фильмов. Третий «Чужой» (1992) -- самый склизкий, липкий и неприятный, визуально интересный, но сюжетно бестолковый. Мрачный и величественный триллер «Семь» (1995), в котором наивным диссонансом звучали меланхолические откровения героя Моргана Фримена. Параноидальная «Игра» (1997), изобретательная, но пустоватая и довольно искусственная. Очень талантливый «Бойцовский клуб» (1999), штурмующий восприятие, но также вполне наивный с точки зрения сюжетосложения. И вот, наконец, вышедшая в США пару недель назад «Комната страха», которая наверняка окажется самым успешным проектом Финчера... >>
Приключения обитателей «Санта-Барбары» закончились внезапно Сегодня на РТР показана последняя купленная каналом серия «Санта-Барбары» -- 2040-я. Оставшиеся до финала 97 серий решено не покупать и не показывать. На заре российской свободы, десять лет назад, первые серии знаменитого сериала американской компании NBC действительно усадили к экрану чуть ли не всех граждан новой России. Тогда «Санта-Барбару» смотреть было куда более «интеллигентно», чем латинские страсти по «Просто Марии», а калифорнийские богатые смеялись и плакали гораздо более убедительно, чем их южноамериканские коллеги. И почти семь лет в лучшее эфирное время нам показывали историю про две семьи заокеанских миллионеров. Однако постепенно фильм из символа нового телевидения все больше превращался в надоевшего родственника, что зудит, ноет, а не выгонишь... >>
Издательству «Вагриус» исполнилось десять лет Когда (если) будет писаться обстоятельная история русской литературы рубежа тысячелетий, имя издательства «Вагриус» займет в ней одну из самых важных позиций. Созданная десять лет и сперва не слишком приметная фирма с диковинным названием не только сумела выстоять на диковатом российском рынке, но и сохранила «исходные» принципы. Выпуская коммерческие книги (кстати, отнюдь не худшего качества), издательство постоянно и целенаправленно пестовало серьезную литературу. Иногда это удавалось лучше, иногда хуже, но стратегия оставалась неизменной. И в начале 90-х, когда современному прозаику или поэту было просто «некуда пойти», и сейчас, когда за живую серьезную словесность всерьез взялись самые разные издательства... >>
Юрген Хартен -- один из самых известных кураторов Европы. На протяжении многих лет он возглавлял музей Кунстхалле (Дюссельдорф). Хартен стал легендой в своей профессии, его выставки вошли в историю современного искусства и во многом определяли художественный процесс последних десятилетий прошлого века. Он приехал в Москву в связи с началом работы над выставкой «Москва--Берлин. 1950--2000». Выставка должна открыться в Берлине осенью 2003 года и в марте 2004 в Москве. Она станет продолжением известного проекта, который был показан в Берлине и Москве в 1995--1996 годах. С Юргеном ХАРТЕНОМ встретилась наш корреспондент Фаина БАЛАХОВСКАЯ... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|