N°50 22 марта 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В одну телегу впрячь не нужно Консерваторская публика оказалась глуха к авангарду
Кто-то из всемирно известных музыкантов сказал, что российская публика -- самая доброжелательная в мире. Это было истолковано в самом невыгодном свете -- как российская непритязательность. На Западе якобы аудитория гораздо более безапелляционна и категорична в демонстрации своего отношения к происходящему. Казалось бы, московская публика, мужественно терпящая выступления малопрофессиональных коллективов с сомнительной биографией, может быть выведена из себя только событием чрезвычайным, которое, впрочем, крайне сложно представить на выступлении суперзвезды мирового уровня.
Для привлечения внимания музыкальной общественности к концертам прославленной аргентинской пианистки Марты Аргерих не нужно особой рекламы. Москва уж и не помнит выступлений зарубежных пианистов подобного уровня. Однако ажиотаж на концерте, прошедшем 20 марта в Большом зале Консерватории, превзошел все ожидания. Марта Аргерих, чьи записи вошли в серию дисков фирмы Philips «100 величайших пианистов мира», неоднократная обладательница премии Grammy и других престижных наград, «артистка 2001 года», посвятила свой первый концерт в БЗК Святославу Рихтеру, который родился 20 марта и с которым ее связывала многолетняя дружба. Выступать госпожа Аргерих приехала со своим бывшим мужем, композитором и музыкантом Александром Рабиновичем-Бараковским. В БЗК он выступил в качестве дирижера (руководил Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева) и композитора. Во втором концерте, который пройдет сегодня в Зале имени Чайковского, вместе с Мартой Аргерих Александр Рабинович-Бараковский продемонстрирует свое мастерство пианиста. Марта Аргерих в Москве играла фортепианные концерты Роберта Шумана и Ференца Листа. Ее трактовка знакомых сочинений поразила глубиной мысли, исполнение было конгениальным композиторскому замыслу. Пианистка показала, что можно исполнять музыку эмоционально, сохраняя при этом значимость каждой детали, что можно даже впасть в неистовство, оставаясь в ритме и темпе. Оркестру сопровождать свободную в творческом полете солистку было крайне непросто -- так трудно человеку преследовать бабочку. Во втором отделении Александр Рабинович-Бараковский продирижировал своим собственным опусом «Красивая музыка №3». И тут случился конфуз. Минималистское сочинение конца 70-х годов, построенное на паре мотивов и тройке аккордов, хоть и густо приправленное разного рода эффектами, но все же чересчур продолжительное для подобной концепции, показало, что собравшаяся в зале филармоническая публика совсем не готова к музыкальным провокациям. Первичная заинтересованность аудитории довольно быстро сменилась скукой, а когда терпение иссякло -- весельем. Напряжение разрядилось парой тихих свистков, смехом и хлопками. Оскорбленный маэстро гневно махнул в зал палочкой и покинул сцену. Тогда из-за кулис вышел пианист Алексей Любимов и отчитал публику. Чувствительные к чужой беде россияне, устыдившись, решили исправить положение и устроили обиженному автору овацию. Высказывали предположения, что музыка эта и рассчитана на определенную психологическую реакцию публики, что маэстро -- истинный последователь экспериментатора и провокатора Джона Кейджа. Пессимисты предполагали, что гастроли на этом будут прекращены. Но несколько минут оваций с криками «браво» вернули композитора-дирижера общественности, и он закончил свой опус. Все же хотелось бы думать, что этот концерт сохранится в памяти не из-за скандала, но благодаря таланту аргентинской артистки, ставшему настоящим подарком настоящему слушателю.
В Москве транзитом из Лондона на Урал побывал спектакль «Солдатские письма» В начале марта в международной программе лондонского театра «Ройял Корт» прошли представления проекта «Шаги в Сибирь» (Steps to Siberia). Его участниками стали группы, не имеющие официального статуса в российском театре: Мастерская новой пьесы «Бабы» из Челябинска (основана в 2000 г.) и театр «Ложа» из Кемерова (основан в 1991 г.). Обе группы работают только с новыми авторскими текстами, обе имеют «прописку» в местных вузах, по странному совпадению в «Ложе» работают только мужчины, в «Бабах» -- девушки. Спектакли, которые они показали в Лондоне, сделаны в драматургической технике «вербатим», что значит «монтаж документальных интервью, собранных актерами». В спектакле «Угольный бассейн» театра «Ложа» это голоса шахтеров Кузбасса, в спектакле «Баб» «Солдатские письма» -- женщин, чьи сыновья, друзья или возлюбленные служили в армии. На обратном пути за Урал из «Ройял Корта» первые русские вербатим-спектакли неделю шли на новой московской площадке «Театр.doc»... >>
Открылась выставка Джоэла Мееровица «После 11 сентября. Снимки из эпицентра трагедии» 11 сентября стало самой зафиксированной трагедией в истории человечества. Начиная с первых телевизионных репортажей, которые в прямом эфире принесли в каждый дом чудовищное зрелище врезающегося в башню самолета, прыгающих из окон людей. Никогда еще смерть не была такой публичной. Визуальная доступность вызвала невероятное, невиданное соучастие у одних, бурную радость у других. В первые часы и дни дымящиеся руины Всемирного торгового центра стали главным визуальным объектом -- кино и фото получили самую невероятную, востребованную, эффектную и доступную тему... >>
Театру балета «Москва» не удалось оправдать легендарного героя Высоко над сценой -- лампа, желтая и круглая, как луна. Вместо задника -- кусок черного полотна с вырезанным в нем дверным проемом. По бокам -- просто обвисшие темные тряпки. Вокруг -- театр «Ромэн». В такой обстановке происходит «Оправдание Дон Жуана» Русского камерного балета «Москва»... >>
Консерваторская публика оказалась глуха к авангарду Кто-то из всемирно известных музыкантов сказал, что российская публика -- самая доброжелательная в мире. Это было истолковано в самом невыгодном свете -- как российская непритязательность. На Западе якобы аудитория гораздо более безапелляционна и категорична в демонстрации своего отношения к происходящему. Казалось бы, московская публика, мужественно терпящая выступления малопрофессиональных коллективов с сомнительной биографией, может быть выведена из себя только событием чрезвычайным, которое, впрочем, крайне сложно представить на выступлении суперзвезды мирового уровня... >>
Группа «Любэ» выступила в «России» с новыми песнями Рок-критику писать о группе «Любэ» западло. Пишущим о попсе, равно как и светским репортерам, освещать деятельность «Любэ» тем более западло: ну что за группа -- ни скандалов, ни наркотиков, ни разводов, ни драк с продюсерами. Поэтому на славную люберецкую группу внимания особенно никто не обращает. Но на днях «Любэ» отличились по творческой части, одновременно выпустив новый альбом «Давай за...» и выступив в Москве впервые за много лет с сольными концертами. На трех концертах в «России» были представлены новые песни и старые хиты. «Любэ» четко отыграли два отделения; на некоторых песнях к ним присоединялись балалаечники, гармонисты и даже детский хор... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|