|
|
N°50, 22 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В одну телегу впрячь не нужно
Консерваторская публика оказалась глуха к авангарду
Кто-то из всемирно известных музыкантов сказал, что российская публика -- самая доброжелательная в мире. Это было истолковано в самом невыгодном свете -- как российская непритязательность. На Западе якобы аудитория гораздо более безапелляционна и категорична в демонстрации своего отношения к происходящему. Казалось бы, московская публика, мужественно терпящая выступления малопрофессиональных коллективов с сомнительной биографией, может быть выведена из себя только событием чрезвычайным, которое, впрочем, крайне сложно представить на выступлении суперзвезды мирового уровня.
Для привлечения внимания музыкальной общественности к концертам прославленной аргентинской пианистки Марты Аргерих не нужно особой рекламы. Москва уж и не помнит выступлений зарубежных пианистов подобного уровня. Однако ажиотаж на концерте, прошедшем 20 марта в Большом зале Консерватории, превзошел все ожидания. Марта Аргерих, чьи записи вошли в серию дисков фирмы Philips «100 величайших пианистов мира», неоднократная обладательница премии Grammy и других престижных наград, «артистка 2001 года», посвятила свой первый концерт в БЗК Святославу Рихтеру, который родился 20 марта и с которым ее связывала многолетняя дружба. Выступать госпожа Аргерих приехала со своим бывшим мужем, композитором и музыкантом Александром Рабиновичем-Бараковским. В БЗК он выступил в качестве дирижера (руководил Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева) и композитора. Во втором концерте, который пройдет сегодня в Зале имени Чайковского, вместе с Мартой Аргерих Александр Рабинович-Бараковский продемонстрирует свое мастерство пианиста.
Марта Аргерих в Москве играла фортепианные концерты Роберта Шумана и Ференца Листа. Ее трактовка знакомых сочинений поразила глубиной мысли, исполнение было конгениальным композиторскому замыслу. Пианистка показала, что можно исполнять музыку эмоционально, сохраняя при этом значимость каждой детали, что можно даже впасть в неистовство, оставаясь в ритме и темпе. Оркестру сопровождать свободную в творческом полете солистку было крайне непросто -- так трудно человеку преследовать бабочку.
Во втором отделении Александр Рабинович-Бараковский продирижировал своим собственным опусом «Красивая музыка №3». И тут случился конфуз. Минималистское сочинение конца 70-х годов, построенное на паре мотивов и тройке аккордов, хоть и густо приправленное разного рода эффектами, но все же чересчур продолжительное для подобной концепции, показало, что собравшаяся в зале филармоническая публика совсем не готова к музыкальным провокациям. Первичная заинтересованность аудитории довольно быстро сменилась скукой, а когда терпение иссякло -- весельем. Напряжение разрядилось парой тихих свистков, смехом и хлопками. Оскорбленный маэстро гневно махнул в зал палочкой и покинул сцену. Тогда из-за кулис вышел пианист Алексей Любимов и отчитал публику. Чувствительные к чужой беде россияне, устыдившись, решили исправить положение и устроили обиженному автору овацию. Высказывали предположения, что музыка эта и рассчитана на определенную психологическую реакцию публики, что маэстро -- истинный последователь экспериментатора и провокатора Джона Кейджа. Пессимисты предполагали, что гастроли на этом будут прекращены. Но несколько минут оваций с криками «браво» вернули композитора-дирижера общественности, и он закончил свой опус.
Все же хотелось бы думать, что этот концерт сохранится в памяти не из-за скандала, но благодаря таланту аргентинской артистки, ставшему настоящим подарком настоящему слушателю.
Татьяна ДАВЫДОВА