N°47
19 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  19.03.2002
Жадность дедушку сгубила
Константин Райкин в спектакле Роберта Стуруа

версия для печати
Стуруа опять в Москве. И опять в «Сатириконе». Несколько лет тому назад он поставил здесь трагедию «Гамлет» с Константином Райкиным в заглавной роли. Теперь комедию Гольдони с тем же Райкиным в роли старого и отвратительного скупердяя. Комедия называется «Синьор Тодеро -- брюзга». Спектакль Стуруа -- «Синьор Тодеро хозяин» (именно так -- без тире, запятой или хотя бы точки). Брюзгой героя Райкина и впрямь не назовешь (уж очень неподходящее это слово для сыгранного худруком «Сатирикона» жутковатого существа, идеально вписавшегося бы в horror movie), но слово «хозяин» тут тоже мало что объясняет. Театральному сочинению Стуруа больше подошел бы заголовок философски-туманный. Что-нибудь вроде «Эрос и Танатос».

Сатириконовская премьера -- образцово-показательный пример активной «интерпретационной» режиссуры. Роберт Стуруа -- ее мэтр, зубр, аксакал. Дайте ему в руки сказку о Маше и трех медведях, он и там такие экзистенциальные глубины обнаружит, что сам Лев Николаевич Толстой голову бы сломал. Комедия Гольдони -- это, конечно, не «Три медведя», но произведение, прямо скажем, тоже незамысловатое. С типичным, чтобы не написать «расхожим», сюжетом, и стандартным набором персонажей. Молодые хотят вступить в брак, а глава семьи чинит им всевозможные препятствия. В данном случае, правда, главой семьи является не отец (как обычно), а столетний дедушка, который, если прислонить его в темном месте к теплой стенке, может оказаться еще вполне о-го-го. Жертвой его тирании становится не дочка, а соответственно внучка, но сути дела это не меняет. Совместными усилиями домочадцы (в том числе и слуги) плетут контринтригу, которая с неизбежностью приводит сюжет к хэппи-энду. В общем, комедия себе и комедия -- осуждающая самодурство, воспевающая любовь, потешающая зрителей. У Стуруа все не так.

В его спектакле не один, а два хозяина. Точнее, один -- мнимый, а другой (другая) -- настоящий. Первый, разумеется, сам синьор Тодеро. Пытаясь описать Райкина и его героя, начинаешь лихорадочно подбирать эпитеты -- инфернальный, эксцентричный, гротескный. Смешной и страшный. Черт-Мафусаил, который то ли из табакерки выскочил, то ли из преисподней вылез. Черный провал вместо зубов, пакля вместо волос, красные контуры вместо глаз. Как и положено старикам из комедии дель арте, страдает многочисленными недугами. В том числе аллергией на цветы, контакт с которыми всякий раз заканчивается приступом уморительного чиха. Особенно не повезло Тодеро с телом. Оно живет самостоятельной жизнью, не слушает советов и приказаний, то и дело удивляет своего владельца. Он то не может передвигаться без клюки, то танцует зажигательный данс-макабр. Кульминацией взаимоотношений прижимистого старикана и одной из частей тела, а именно руки, становится сцена, в которой означенная конечность к вящему удивлению героя тянется к причинному месту и совершает там акт, недвусмысленно осужденный еще в Ветхом Завете. Играет Райкин блестяще, и в сугубо театральном смысле он действительно хозяин этой истории. В сюжетном -- нет. Разве может быть хозяином в доме человек, не могущий стать хозяином собственного тела?

Настоящая хозяйка положения -- Фортуната в исполнении Лики Нифонтовой. У Гольдони она что-то вроде свахи, героиня второго плана, совершенно функциональный персонаж. В спектакле -- воплощение Эроса и его всепобеждающей силы. Эта жеманная дамочка буквально источает тонкий прельстительный яд. И все -- от молодых юношей до зрелой мамаши героини (Мария Иванова) -- как заколдованные тянутся к ней. Она, а вовсе не Тодеро, распоряжается судьбами героев. Подчиняясь ее воле, они влюбляются, женятся (причем обряд венчания тут -- вопреки всем правилам -- совершает сама Фортуната) и умирают. Это у Гольдони дело венчает всеобщий хэппи-энд, у Стуруа все заканчивается смертью Тодеро, повстречавшего пышнотелую femme-fatale. Для таких Кощеев Бессмертных, как он, любовь хуже яда. Правда, Эрос у Стуруа пострашнее инфернального старика-самодура. Его-то победить легко, а дамочку и побеждать не хочется.

В целом, ощущение от спектакля такое, словно Стуруа поставил не комедию задорного, «просветительски» внятного и поучительного Гольдони, а драму поэта-символиста начала прошлого века. Общей мистической (или псевдомистической) атмосфере способствуют декорации Георгия Алекси-Месхишвили (за интерьером обычной торговки маячит призрачная Венеция, город-морок, в котором всякое случиться может) и особенно музыка Гии Канчели -- то томительная, то тревожная, а то и зловещая. И можно было бы со всей ответственностью написать, что это самый неожиданный Гольдони, которого мне довелось посмотреть на своем веку, если бы относительно недавно на Театральную олимпиаду к нам не приехал удивительный спектакль Луки Ронкони «Венецианские близнецы», тоже поставленный по комедии Гольдони и тоже совершенно антигольдониевский (кому-то показалось гоцциевский, мне -- так маньеристский). Только сделано все у Ронкони было тоньше, изящнее, без подминающей под себя пьесу концепции. Мастерски же изготовленному спектаклю Стуруа не хватает того волшебного чуть-чуть, которое превращает премьеру любого выдающегося режиссера из события сезона в просто Событие.
Марина ДАВЫДОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.03.2002
Константин Райкин в спектакле Роберта Стуруа
Стуруа опять в Москве. И опять в «Сатириконе». Несколько лет тому назад он поставил здесь трагедию «Гамлет» с Константином Райкиным в заглавной роли. Теперь комедию Гольдони с тем же Райкиным в роли старого и отвратительного скупердяя. Комедия называется «Синьор Тодеро -- брюзга». Спектакль Стуруа -- «Синьор Тодеро хозяин» (именно так -- без тире, запятой или хотя бы точки). Брюзгой героя Райкина и впрямь не назовешь (уж очень неподходящее это слово для сыгранного худруком «Сатирикона» жутковатого существа, идеально вписавшегося бы в horror movie), но слово «хозяин» тут тоже мало что объясняет. Театральному сочинению Стуруа больше подошел бы заголовок философски-туманный. Что-нибудь вроде «Эрос и Танатос»... >>
  • //  19.03.2002
Проект «Витас» выпустил новый альбом
Год назад, когда карьера Витаса только начиналась, один мой знакомый пиарщик восхищался КПД, с которым работает команда певца. «А вдруг проект провалится?» -- наивно усомнился я. «Не провалится! -- авторитетно заявил мой знакомый. -- Они уже все сделали». Сказано это было до того, как Витас начал давать концерты, точнее -- в первые дни ротации клипа «Опера №2». Пиарщик был прав. Еще до выхода проекта в жизнь почва была так удобрена, что урожай можно было собирать до посева. Точнее, рубить капусту. Без-году-неделя певец в одночасье оказался высокооплачиваемым артистом с плотным гастрольным графиком. В столице Витас не выступал, но про его провинциальные шоу менеджемент рассказывал тако-о-о-е, что хотелось хоть одним глазком взглянуть на эту красоту. Удобный случай представился на «Славянском базаре в Витебске»... >>
  • //  19.03.2002
Обзор новых журналов: «Знамя», «Новый мир», «Неприкосновенный запас»... >>
  • //  19.03.2002
Вторая «Манон» на Мариинском фестивале
Год назад на заключительном гала-концерте Владимир Малахов показал фрагмент из «Манон» с Дианой Вишневой в качестве обещания вернуться в Петербург. Слово он сдержал и в воскресенье, в предпоследний день нынешнего феста, станцевал спектакль целиком. Его партнершей стала Жанна Аюпова, балерина обаятельная и негромкая. Карьера ее часто попадает в тень более харизматичных и решительных коллег, но Аюпову привечают первоклассные танцовщики и хореографы, ценящие в балеринах профессиональную выучку, незлобивый нрав и способность к диалогу (понимаемую как способность слушать партнера). Так выбрал ее для дуэта в «Сильфиде» Нуреев в свой прощальный приезд в Мариинку; так Ноймайер поставил ее в свои балеты; так Малахов сделал ее своей Манон... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика