N°44 14 марта 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Обрусевший британец Российский национальный оркестр сыграл Эдварда Элгара
В Большом зале Консерватории, вероятно, никогда не слышали в таком изобилии английскую речь -- половину аудитории представляла британская колония в Москве, что, впрочем, никого не удивляло. В программе значились произведения Эдварда Элгара. Для любого британца музыка этого композитора значит то же, что файф-о-клок, романы Джейн Остин и утренний номер Times -- это неотъемлемая часть жизненного уклада, и наличие в вашей домашней фонотеке записи элгаровского Виолончельного концерта или оратории «Сон Геронтиуса» доказывают вашу приверженность национальным традициям. Изъятая из контекста музыка Элгара неминуемо теряет часть своего очарования, доказательством чего стал прошедший во вторник концерт РНО. Человеку, не причастному к викторианским жизненным ценностям, оставалось только гадать, почему эту добротную, но в общем-то довольно пресную музыку англичане возвели в степень абсолюта и национальной святыни. Тем более глупым кажется закрывать глаза на то, что муза не всегда посещала композитора -- тогда на свет появлялись откровенно проходные сочинения вроде увертюры «Кокэйн» и Интродукции и Allegro для струнного квартета и камерного оркестра, опрометчиво включенных в программу дирижером Джеймсом Джаддом. Играть такую музыку нужно либо гениально, либо не играть вообще. Глядя же на буйных ударников в «Кокэйн» или на грузную группу контрабасов в Allegro (маэстро Джадд зачем-то оснастил камерный состав десятью (!) контрабасами), понимаешь, что второй вариант явно предпочтительней.
Другую часть программы, впрочем, составляли два самых совершенных опуса Элгара -- элегичные «Загадочные вариации» и Виолончельный концерт. Гвоздем программы обещал стать последний из них, ибо в качестве солистки значилась Наталия Гутман. Элгар явно не из числа ее любимых и часто играемых авторов, но, вероятно, именно поэтому она обошлась с ним довольно авторитарно, играя суховато, без характерной романтической слезы, но с агрессивным драматическим напором. Она диктовала оркестру свои правила игры, и несколько растерявшийся дирижер едва поспевал за нею. По сути, Гутман играла совершенно свою музыку, непохожую на то, что написал мягкотелый, избегающей душевной неуравновешенности британец. Ее Элгар обрусел, обрел характерный славянский темперамент и эмоциональную раскованность. К бурному финалу, когда кульминации следовали одна за другой, английская чопорность исчезла вообще без следа, дирижер же, ради которого и организовывался этот проект, был окончательно оттеснен на задний план. |
Сегодня в Москве премьера фильма «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча надо бы называть не Дэвидом Линчем, а придумать ему имя на манер военного корабля -- Бесстрашный, Неутомимый, Верный, Непотопляемый, Стойкий. На первый взгляд фильмография этого американского режиссера кажется эклектичной. В ней было все: от радикальных экспериментов в духе «Головы-ластика» до чистого как слеза мэйнстрима, утверждающего самые что ни на есть традиционные ценности («Человек-слон», «Простая история»), от многобюджетной фантастики («Дюна») до детективного телесериала («Твин Пикс»), от великого до смешного, от смешного до страшного. Но нет из ныне живущих на земле режиссеров человека, более верного себе, более последовательного и бескомпромиссного... >>
Открылась ярмарка «Книги России» Выставка-ярмарка «Книги России» проходит в пятый раз. Мероприятие это вполне рутинное. С одной стороны, неловко отечественным книжникам обходиться одной только осенней Московской международной. С другой -- дважды в год выкладываться по полной (придерживать событийные книги, тормошить к дате ленивых типографщиков, громоздить эффектные павильоны и скликать раскрученных авторов) особой охоты нет. К тому же на носу Лейпциг и другие крупные мировые книжные смотры. Но и рушить обычай не резон. Словом, сказка про белого бычка. Привычная и даже приятная... >>
Российский национальный оркестр сыграл Эдварда Элгара В Большом зале Консерватории, вероятно, никогда не слышали в таком изобилии английскую речь -- половину аудитории представляла британская колония в Москве, что, впрочем, никого не удивляло. В программе значились произведения Эдварда Элгара. Для любого британца музыка этого композитора значит то же, что файф-о-клок, романы Джейн Остин и утренний номер Times -- это неотъемлемая часть жизненного уклада, и наличие в вашей домашней фонотеке записи элгаровского Виолончельного концерта или оратории «Сон Геронтиуса» доказывают вашу приверженность национальным традициям. Изъятая из контекста музыка Элгара неминуемо теряет часть своего очарования, доказательством чего стал прошедший во вторник концерт РНО. Человеку, не причастному к викторианским жизненным ценностям, оставалось только гадать, почему эту добротную, но в общем-то довольно пресную музыку англичане возвели в степень абсолюта и национальной святыни... >>
Американская трагедия как экзистенциальный ребус Художники «Программы Escape» открыли свою выставку в L-галерее 11 марта. Выставка посвящена фантомному пространству, создаваемому вездесущими средствами массовой информации. По мысли художников, планетарные трагедии нисколько не меняют в них ход обыденной жизни, а отчаянные экзистенциальные месседжи тонут в безбрежном океане мирской суеты... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|