N°44
14 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  14.03.2002
Обрусевший британец
Российский национальный оркестр сыграл Эдварда Элгара

версия для печати
В Большом зале Консерватории, вероятно, никогда не слышали в таком изобилии английскую речь -- половину аудитории представляла британская колония в Москве, что, впрочем, никого не удивляло. В программе значились произведения Эдварда Элгара. Для любого британца музыка этого композитора значит то же, что файф-о-клок, романы Джейн Остин и утренний номер Times -- это неотъемлемая часть жизненного уклада, и наличие в вашей домашней фонотеке записи элгаровского Виолончельного концерта или оратории «Сон Геронтиуса» доказывают вашу приверженность национальным традициям. Изъятая из контекста музыка Элгара неминуемо теряет часть своего очарования, доказательством чего стал прошедший во вторник концерт РНО. Человеку, не причастному к викторианским жизненным ценностям, оставалось только гадать, почему эту добротную, но в общем-то довольно пресную музыку англичане возвели в степень абсолюта и национальной святыни. Тем более глупым кажется закрывать глаза на то, что муза не всегда посещала композитора -- тогда на свет появлялись откровенно проходные сочинения вроде увертюры «Кокэйн» и Интродукции и Allegro для струнного квартета и камерного оркестра, опрометчиво включенных в программу дирижером Джеймсом Джаддом. Играть такую музыку нужно либо гениально, либо не играть вообще. Глядя же на буйных ударников в «Кокэйн» или на грузную группу контрабасов в Allegro (маэстро Джадд зачем-то оснастил камерный состав десятью (!) контрабасами), понимаешь, что второй вариант явно предпочтительней.

Другую часть программы, впрочем, составляли два самых совершенных опуса Элгара -- элегичные «Загадочные вариации» и Виолончельный концерт. Гвоздем программы обещал стать последний из них, ибо в качестве солистки значилась Наталия Гутман. Элгар явно не из числа ее любимых и часто играемых авторов, но, вероятно, именно поэтому она обошлась с ним довольно авторитарно, играя суховато, без характерной романтической слезы, но с агрессивным драматическим напором. Она диктовала оркестру свои правила игры, и несколько растерявшийся дирижер едва поспевал за нею. По сути, Гутман играла совершенно свою музыку, непохожую на то, что написал мягкотелый, избегающей душевной неуравновешенности британец. Ее Элгар обрусел, обрел характерный славянский темперамент и эмоциональную раскованность. К бурному финалу, когда кульминации следовали одна за другой, английская чопорность исчезла вообще без следа, дирижер же, ради которого и организовывался этот проект, был окончательно оттеснен на задний план.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.03.2002
Сегодня в Москве премьера фильма «Малхолланд Драйв»
Дэвида Линча надо бы называть не Дэвидом Линчем, а придумать ему имя на манер военного корабля -- Бесстрашный, Неутомимый, Верный, Непотопляемый, Стойкий. На первый взгляд фильмография этого американского режиссера кажется эклектичной. В ней было все: от радикальных экспериментов в духе «Головы-ластика» до чистого как слеза мэйнстрима, утверждающего самые что ни на есть традиционные ценности («Человек-слон», «Простая история»), от многобюджетной фантастики («Дюна») до детективного телесериала («Твин Пикс»), от великого до смешного, от смешного до страшного. Но нет из ныне живущих на земле режиссеров человека, более верного себе, более последовательного и бескомпромиссного... >>
  • //  14.03.2002
Открылась ярмарка «Книги России»
Выставка-ярмарка «Книги России» проходит в пятый раз. Мероприятие это вполне рутинное. С одной стороны, неловко отечественным книжникам обходиться одной только осенней Московской международной. С другой -- дважды в год выкладываться по полной (придерживать событийные книги, тормошить к дате ленивых типографщиков, громоздить эффектные павильоны и скликать раскрученных авторов) особой охоты нет. К тому же на носу Лейпциг и другие крупные мировые книжные смотры. Но и рушить обычай не резон. Словом, сказка про белого бычка. Привычная и даже приятная... >>
  • //  14.03.2002
Российский национальный оркестр сыграл Эдварда Элгара
В Большом зале Консерватории, вероятно, никогда не слышали в таком изобилии английскую речь -- половину аудитории представляла британская колония в Москве, что, впрочем, никого не удивляло. В программе значились произведения Эдварда Элгара. Для любого британца музыка этого композитора значит то же, что файф-о-клок, романы Джейн Остин и утренний номер Times -- это неотъемлемая часть жизненного уклада, и наличие в вашей домашней фонотеке записи элгаровского Виолончельного концерта или оратории «Сон Геронтиуса» доказывают вашу приверженность национальным традициям. Изъятая из контекста музыка Элгара неминуемо теряет часть своего очарования, доказательством чего стал прошедший во вторник концерт РНО. Человеку, не причастному к викторианским жизненным ценностям, оставалось только гадать, почему эту добротную, но в общем-то довольно пресную музыку англичане возвели в степень абсолюта и национальной святыни... >>
  • //  14.03.2002
Американская трагедия как экзистенциальный ребус
Художники «Программы Escape» открыли свою выставку в L-галерее 11 марта. Выставка посвящена фантомному пространству, создаваемому вездесущими средствами массовой информации. По мысли художников, планетарные трагедии нисколько не меняют в них ход обыденной жизни, а отчаянные экзистенциальные месседжи тонут в безбрежном океане мирской суеты... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама