N°44
14 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  14.03.2002
Влипли в сюжет
Американская трагедия как экзистенциальный ребус

версия для печати
Художники «Программы Escape» открыли свою выставку в L-галерее 11 марта. Выставка посвящена фантомному пространству, создаваемому вездесущими средствами массовой информации. По мысли художников, планетарные трагедии нисколько не меняют в них ход обыденной жизни, а отчаянные экзистенциальные месседжи тонут в безбрежном океане мирской суеты.

Шесть месяцев спустя вполне допустимо выдать плоды художественной рефлексии. Прямые напоминания -- четыре листа-свитка с ксерокопиями газетных фотографий падающих башен (в одном зале) и аудиозапись передач нью-йоркского информационного радиоканала, непрерывно рассказывающая о событиях 11 сентября 2001 года (в другом). С этого дня, по мнению «эскейпов», пошел реальный отсчет третьего тысячелетия. Но выставка, собственно, не об этом. Дешевого пафоса в позиции и высказываниях художников, обнаружить, к счастью, не удается. И хотя один из участников «программы» Валерий Айзенберг, находясь в Нью-Йорке, оказался непосредственным свидетелем катастрофы, даже этот факт используется в проекте лишь формально. Просто дает некое моральное право раскручивать сюжет экспозиции в глобальном масштабе.

Сюжет, надо сказать, действительно глобален. Состоит из нескольких визуальных и содержательных уровней, которые требуют всматривания и вдумывания. Проследуем за зрителем, вошедшим в L-галерею. Сначала на дальней от входа стене он видит неподвижную проекцию вечернего городского пейзажа. Все как обычно: дома, светофоры, красивое предзакатное небо. Пройдя по коридору к первому залу, зритель видит две видеопроекции -- одну зеркальную, в боковом стекле «тамбура», другую -- на стене зала. Вполне резонно решив повнимательнее отнестись не к отражению, а к первоисточнику, зритель проходит в зал и пытается вникнуть в сюжет видеоповествования. Удается это не сразу. Совершенно непонятно, что за странный человек бежит по старомосковской пересеченной местности, прячась за столбами, деревьями, углами, машинами и постоянно щелкая фотоаппаратом. Не находя ответа, зритель начинает вслушиваться в аудиотекст, надеясь получить комментарий к происходящему на экране. А комментарий на чистом американском языке, относится, как мы уже знаем, к совершенно другим событиям. Зритель тоже со временем это понимает, но происходит это лишь после того, как он «всплыл на поверхность», вырвавшись из плотного захватывающего событийно-информационного поля совершенно неясного содержания.

С некоторым облегчением зритель переходит во второй зал, где его встречают знакомые изображения разрушающихся «близнецов». Хоть тут ясность. Да, этого мы насмотрелись в журналах, газетах и по телеку. В курсе, в общем. И что же тут можно добавить? Зритель почти разочарованно замечает, что добавок и приправ по стенам -- хоть отбавляй. Здесь и целый фриз каких-то фотографий, тянущийся по периметру всего зала, и черно-белые рисунки, напоминающие комиксы, и красной краской написанные тексты довольно приватного содержания. Столь дотошно сработанная мешанина продолжает интриговать. В окончательное замешательство зрителя приводит девушка, которая сидит на красном стуле и что-то пишет в маленьком блокнотике. Написав несколько фраз на листочке, девушка (Лиза Морозова) листочек отрывает и неторопливо его прожевывает. Потом вскакивает, хватает стул и бежит в другое место. Садится, пишет, отрывает, прожевывает. Вскакивает, бежит... И так в течение часа. За девушкой, как и за другими членами «Программы Escape» (Антоном Литвиным, Богданом Мамоновым и уже упомянутым Валерием Айзенбергом) носятся несколько фото- и видеорепортеров. Зрители бегают за этой кучкой и пытаются понять, что же те снимают.

Если представить себе, что дотошный зритель сам разгадал ребус выставки -- XI.IX -- или, отчаявшись, расспросил авторов о замысловатых связях, то картина вырисовывается следующая. В экспозиции пересказан бытовой сюжет: события в Нью-Йорке нисколько не мешали Литвину и Мамонову обсуждать насущные художнические планы участия в очередной выставке (это отражено в рисунках и текстах второго зала). По прошествии какого-то времени Литвин и Морозова сошлись на том, что бездомная городская собака -- последний свободный персонаж в общественном пространстве и наиболее подходящий образ для демонстрации бессмысленной погони «за свежаком» по инерции функционирующих журналистов (фоторяд, видеоряд, перформанс). Комиксное панно Мамонова, изображающее гибнущий самолет, населенный всевозможными масс-героями (от Микки-Мауса до Бен Ладена), -- апофеоз всеобщего безумия, и фантазийно-голливудского, и реального политического.

Единственный незапланированный эффект вернисажа -- влипание в сюжет очередного эшелона «документаторов», снимающих выставку для публикации в СМИ. За неимением других сенсаций, она станет самой горячей новостью. И ничего, что авторов можно уподобить той последней собаке. Собака ведь тоже в дело уже пошла.
Юлия ОВЧИННИКОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.03.2002
Сегодня в Москве премьера фильма «Малхолланд Драйв»
Дэвида Линча надо бы называть не Дэвидом Линчем, а придумать ему имя на манер военного корабля -- Бесстрашный, Неутомимый, Верный, Непотопляемый, Стойкий. На первый взгляд фильмография этого американского режиссера кажется эклектичной. В ней было все: от радикальных экспериментов в духе «Головы-ластика» до чистого как слеза мэйнстрима, утверждающего самые что ни на есть традиционные ценности («Человек-слон», «Простая история»), от многобюджетной фантастики («Дюна») до детективного телесериала («Твин Пикс»), от великого до смешного, от смешного до страшного. Но нет из ныне живущих на земле режиссеров человека, более верного себе, более последовательного и бескомпромиссного... >>
  • //  14.03.2002
Открылась ярмарка «Книги России»
Выставка-ярмарка «Книги России» проходит в пятый раз. Мероприятие это вполне рутинное. С одной стороны, неловко отечественным книжникам обходиться одной только осенней Московской международной. С другой -- дважды в год выкладываться по полной (придерживать событийные книги, тормошить к дате ленивых типографщиков, громоздить эффектные павильоны и скликать раскрученных авторов) особой охоты нет. К тому же на носу Лейпциг и другие крупные мировые книжные смотры. Но и рушить обычай не резон. Словом, сказка про белого бычка. Привычная и даже приятная... >>
  • //  14.03.2002
Российский национальный оркестр сыграл Эдварда Элгара
В Большом зале Консерватории, вероятно, никогда не слышали в таком изобилии английскую речь -- половину аудитории представляла британская колония в Москве, что, впрочем, никого не удивляло. В программе значились произведения Эдварда Элгара. Для любого британца музыка этого композитора значит то же, что файф-о-клок, романы Джейн Остин и утренний номер Times -- это неотъемлемая часть жизненного уклада, и наличие в вашей домашней фонотеке записи элгаровского Виолончельного концерта или оратории «Сон Геронтиуса» доказывают вашу приверженность национальным традициям. Изъятая из контекста музыка Элгара неминуемо теряет часть своего очарования, доказательством чего стал прошедший во вторник концерт РНО. Человеку, не причастному к викторианским жизненным ценностям, оставалось только гадать, почему эту добротную, но в общем-то довольно пресную музыку англичане возвели в степень абсолюта и национальной святыни... >>
  • //  14.03.2002
Американская трагедия как экзистенциальный ребус
Художники «Программы Escape» открыли свою выставку в L-галерее 11 марта. Выставка посвящена фантомному пространству, создаваемому вездесущими средствами массовой информации. По мысли художников, планетарные трагедии нисколько не меняют в них ход обыденной жизни, а отчаянные экзистенциальные месседжи тонут в безбрежном океане мирской суеты... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика