N°39
06 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  06.03.2002
Зримый «Китеж» и эфемерная «Валькирия»
Мариинская опера выступила на «Золотой маске»

Мариинский театр привез на «Золотую маску» две оперы -- «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Валькирию» Вагнера. Обе выдвинуты на соискание премии в номинации «Лучший оперный спектакль», в обеих отмечается работа Валерия Гергиева как «лучшего дирижера». Большой театр 3 и 4 марта, когда шли представления Мариинки, был заполнен до отказа. Правда, огромные оперные полотна («Китеж» идет четыре с половиной часа, «Валькирия» -- больше пяти) досмотрели до конца не все, но все же многие. И это означает, что московская оперная публика пришла на Мариинку не «отметиться», а действительно увидеть и услышать то, что питерцы возят по миру.

О «Китеже» наша газета уже писала (см. «Время новостей» от 5.03.02). Дмитрий Черняков сумел рассказать легенду настолько небанально и одновременно ясно, что отрываться от зрелища не хотелось, даже несмотря на очевидные погрешности в прочтении музыкального текста (небезупречны были и Ольга Сергеева в роли Февронии, и прочие исполнители, и, к сожалению, гергиевский оркестр). С «Валькирией» все получилось иначе. С режиссурой там явно не задалось. Гергиев сегодня одинок в своих вагнеровских опытах, и именно поэтому к задуманной им постановке всей тетралогии «Кольцо нибелунга» огромный интерес. Но после выхода в свет второй оперы -- «Валькирии»-- очевидно, что в России все же не готовы делать Вагнера. Работа Готтфрида Пильца, ученика Йоханнеса Шаафа, поставившего в Мариинке «Золото Рейна» (Пильц работал на этой постановке сценографом), сильно уступает режиссуре учителя. Однако и «Золото», несмотря на отдельные постановочные удачи, выглядело «вчерашним супом» родом из немецкого театра 70-х. В «Валькирии» Пильца многое и вовсе вызывает смех: статичные мизансцены, заставляющие артистов топтаться на одном месте, нелепые костюмы (чего стоит только блестящая вставка на груди Брунгильды -- на зависть всем сорокам мира), намозолившие глаза «люди в черном». Отдельной строкой вписаны в спектакль атрибуты божественной власти: и копье Вотана, и знаменитый меч Нотунг, обретенный Зигмундом, окрашены в красный цвет, характерный для советской пожарной команды. Впрочем, есть вещи и поважнее. А именно исполнительская сторона. И здесь претензии гораздо более серьезные. Прежде всего -- к оркестру. Валерий Гергиев умеет собирать своих музыкантов, вести спектакль на одном дыхании и ни на секунду не понижать градуса своей харизматичности. Все это было и на московском представлении «Валькирии», но были и неприятные детали: оркестр грешил фальшивыми нотами, он был далеко не всегда разумно сбалансирован и не отстроен как следует. Медь не справилась с труднейшими вагнеровскими партиями ни по чистоте интонации, ни по качеству звука. Солисты пели с большим трудом, и никто, пожалуй, не может быть назван певцом вагнеровского репертуара, если снова не вспомнить о том, что у нас Вагнера не поют. До опытов Валерия Гергиева русские певцы, придающие обычно вагнеровской музыке типично русские интонации, действительно смотрелись нелепо в этом репертуаре. Мариинцы прониклись духом Вагнера, но и у них нет голосов такой мощи, пробивной силы и стального звучания, чтобы справляться с партиями. Неплохо смотрелись Вотан Владимира Ванеева, Зиглинда очень талантливой певицы Млады Худолей, Фрика Светланы Волковой и Хундинг Геннадия Беззубенкова. Это немало, но и не так много, чтобы выставлять спектакль и дирижера в номинации «лучшие».

И тут мы подходим к самому главному. Когда все в едином порыве называют Мариинский театр «наше все», имеется в виду именно наше, поскольку работу театра сегодня практически не с чем сравнить. Эта позиция опасна и для слушателей, и для самой Мариинки, существующей сейчас в России в практически безвоздушном пространстве.

Что же до «масочной» дуэли двух спектаклей Мариинского театра, первенство здесь все же остается за «Китежем».
Анна ВЕТХОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.03.2002
Страсти по инкомбанковскому Малевичу, кажется, отбушевали. Работает XII Антикварный салон в ЦДХ. Висит себе за бронированным стеклом «Черный квадрат». Проходят мимо посетители. И ничего. Сюжет с распродажей коллекции Инкомбанка несправедливо вытеснил другие, тоже достойные внимания. Первый касается работы экспертного совета салона. Второй -- нового проекта, заявленного в рамках салона, выставки ReConTec (Технологии сохранения культурного наследия). Прокомментировать эти темы обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ попросил организатора Антикварного салона генерального директора фирмы «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василия БЫЧКОВА... >>
  • //  06.03.2002
Вслед за «Одиннадцатью друзьями Оушена» Стивен Содерберг собирается снять «Солярис»
Если за год на экраны не вышло хотя бы два фильма, поставленных Стивеном Содербергом, то, считай, год не задался. Как-то неожиданно из артхаусного ювелира, снимавшего редко, метко и филигранно, Содерберг превратился в стахановца, с молодецким присвистом выдающего на-гора тысячи тонн целлулоидной руды. И в породе этой содержится все больше чистого золота -- на прошлогодней раздаче «Оскаров» фильмам Содерберга приходилось соревноваться в основном друг с другом... >>
  • //  06.03.2002
Премию российских деловых кругов вручили в четвертый раз
В этом году актерская премия «Кумир» приобрела две новые номинации -- «Кумир далекий и близкий» (ее обладателем был назван грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси) и «Меценат года» (им стал генеральный спонсор театра «Мастерская Петра Фоменко» Внешэкомомбанк и, в частности, его представитель Василий Титов). «Я как увидел фоменковский театр, так сразу и влюбился в него», -- сообщил растроганный лауреат и пообещал, что будет делать все, чтобы эта любовь длилась вечно... >>
  • //  06.03.2002
Мариинская опера выступила на «Золотой маске»
Мариинский театр привез на «Золотую маску» две оперы -- «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Валькирию» Вагнера. Обе выдвинуты на соискание премии в номинации «Лучший оперный спектакль», в обеих отмечается работа Валерия Гергиева как «лучшего дирижера». Большой театр 3 и 4 марта, когда шли представления Мариинки, был заполнен до отказа. Правда, огромные оперные полотна («Китеж» идет четыре с половиной часа, «Валькирия» -- больше пяти) досмотрели до конца не все, но все же многие. И это означает, что московская оперная публика пришла на Мариинку не «отметиться», а действительно увидеть и услышать то, что питерцы возят по миру... >>
  • //  06.03.2002
В Хьюстоне открылся фотобиеннале
Хьюстонский фотофестиваль -- самый крупный на Американском континенте. Он проводится раз в два года, в этом году -- уже в девятый раз. Хьюстонская биеннале была основана в 80-х годах прошлого века, в момент зарождения интернациональной моды на фотографические фестивали. Фестивали возникали тогда на волне признания новых зрелищных и информационных возможностей старой техники. С тех пор они многое сделали для развития фотографии, способствовали привлечению к ней внимания самой широкой публики, меценатов и чиновников по всему миру... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика