N°39 06 марта 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Зримый «Китеж» и эфемерная «Валькирия» Мариинская опера выступила на «Золотой маске»
Мариинский театр привез на «Золотую маску» две оперы -- «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Валькирию» Вагнера. Обе выдвинуты на соискание премии в номинации «Лучший оперный спектакль», в обеих отмечается работа Валерия Гергиева как «лучшего дирижера». Большой театр 3 и 4 марта, когда шли представления Мариинки, был заполнен до отказа. Правда, огромные оперные полотна («Китеж» идет четыре с половиной часа, «Валькирия» -- больше пяти) досмотрели до конца не все, но все же многие. И это означает, что московская оперная публика пришла на Мариинку не «отметиться», а действительно увидеть и услышать то, что питерцы возят по миру.
О «Китеже» наша газета уже писала (см. «Время новостей» от 5.03.02). Дмитрий Черняков сумел рассказать легенду настолько небанально и одновременно ясно, что отрываться от зрелища не хотелось, даже несмотря на очевидные погрешности в прочтении музыкального текста (небезупречны были и Ольга Сергеева в роли Февронии, и прочие исполнители, и, к сожалению, гергиевский оркестр). С «Валькирией» все получилось иначе. С режиссурой там явно не задалось. Гергиев сегодня одинок в своих вагнеровских опытах, и именно поэтому к задуманной им постановке всей тетралогии «Кольцо нибелунга» огромный интерес. Но после выхода в свет второй оперы -- «Валькирии»-- очевидно, что в России все же не готовы делать Вагнера. Работа Готтфрида Пильца, ученика Йоханнеса Шаафа, поставившего в Мариинке «Золото Рейна» (Пильц работал на этой постановке сценографом), сильно уступает режиссуре учителя. Однако и «Золото», несмотря на отдельные постановочные удачи, выглядело «вчерашним супом» родом из немецкого театра 70-х. В «Валькирии» Пильца многое и вовсе вызывает смех: статичные мизансцены, заставляющие артистов топтаться на одном месте, нелепые костюмы (чего стоит только блестящая вставка на груди Брунгильды -- на зависть всем сорокам мира), намозолившие глаза «люди в черном». Отдельной строкой вписаны в спектакль атрибуты божественной власти: и копье Вотана, и знаменитый меч Нотунг, обретенный Зигмундом, окрашены в красный цвет, характерный для советской пожарной команды. Впрочем, есть вещи и поважнее. А именно исполнительская сторона. И здесь претензии гораздо более серьезные. Прежде всего -- к оркестру. Валерий Гергиев умеет собирать своих музыкантов, вести спектакль на одном дыхании и ни на секунду не понижать градуса своей харизматичности. Все это было и на московском представлении «Валькирии», но были и неприятные детали: оркестр грешил фальшивыми нотами, он был далеко не всегда разумно сбалансирован и не отстроен как следует. Медь не справилась с труднейшими вагнеровскими партиями ни по чистоте интонации, ни по качеству звука. Солисты пели с большим трудом, и никто, пожалуй, не может быть назван певцом вагнеровского репертуара, если снова не вспомнить о том, что у нас Вагнера не поют. До опытов Валерия Гергиева русские певцы, придающие обычно вагнеровской музыке типично русские интонации, действительно смотрелись нелепо в этом репертуаре. Мариинцы прониклись духом Вагнера, но и у них нет голосов такой мощи, пробивной силы и стального звучания, чтобы справляться с партиями. Неплохо смотрелись Вотан Владимира Ванеева, Зиглинда очень талантливой певицы Млады Худолей, Фрика Светланы Волковой и Хундинг Геннадия Беззубенкова. Это немало, но и не так много, чтобы выставлять спектакль и дирижера в номинации «лучшие». И тут мы подходим к самому главному. Когда все в едином порыве называют Мариинский театр «наше все», имеется в виду именно наше, поскольку работу театра сегодня практически не с чем сравнить. Эта позиция опасна и для слушателей, и для самой Мариинки, существующей сейчас в России в практически безвоздушном пространстве. Что же до «масочной» дуэли двух спектаклей Мариинского театра, первенство здесь все же остается за «Китежем». |
Страсти по инкомбанковскому Малевичу, кажется, отбушевали. Работает XII Антикварный салон в ЦДХ. Висит себе за бронированным стеклом «Черный квадрат». Проходят мимо посетители. И ничего. Сюжет с распродажей коллекции Инкомбанка несправедливо вытеснил другие, тоже достойные внимания. Первый касается работы экспертного совета салона. Второй -- нового проекта, заявленного в рамках салона, выставки ReConTec (Технологии сохранения культурного наследия). Прокомментировать эти темы обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ попросил организатора Антикварного салона генерального директора фирмы «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василия БЫЧКОВА... >>
Вслед за «Одиннадцатью друзьями Оушена» Стивен Содерберг собирается снять «Солярис» Если за год на экраны не вышло хотя бы два фильма, поставленных Стивеном Содербергом, то, считай, год не задался. Как-то неожиданно из артхаусного ювелира, снимавшего редко, метко и филигранно, Содерберг превратился в стахановца, с молодецким присвистом выдающего на-гора тысячи тонн целлулоидной руды. И в породе этой содержится все больше чистого золота -- на прошлогодней раздаче «Оскаров» фильмам Содерберга приходилось соревноваться в основном друг с другом... >>
Премию российских деловых кругов вручили в четвертый раз В этом году актерская премия «Кумир» приобрела две новые номинации -- «Кумир далекий и близкий» (ее обладателем был назван грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси) и «Меценат года» (им стал генеральный спонсор театра «Мастерская Петра Фоменко» Внешэкомомбанк и, в частности, его представитель Василий Титов). «Я как увидел фоменковский театр, так сразу и влюбился в него», -- сообщил растроганный лауреат и пообещал, что будет делать все, чтобы эта любовь длилась вечно... >>
Мариинская опера выступила на «Золотой маске» Мариинский театр привез на «Золотую маску» две оперы -- «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Валькирию» Вагнера. Обе выдвинуты на соискание премии в номинации «Лучший оперный спектакль», в обеих отмечается работа Валерия Гергиева как «лучшего дирижера». Большой театр 3 и 4 марта, когда шли представления Мариинки, был заполнен до отказа. Правда, огромные оперные полотна («Китеж» идет четыре с половиной часа, «Валькирия» -- больше пяти) досмотрели до конца не все, но все же многие. И это означает, что московская оперная публика пришла на Мариинку не «отметиться», а действительно увидеть и услышать то, что питерцы возят по миру... >>
В Хьюстоне открылся фотобиеннале Хьюстонский фотофестиваль -- самый крупный на Американском континенте. Он проводится раз в два года, в этом году -- уже в девятый раз. Хьюстонская биеннале была основана в 80-х годах прошлого века, в момент зарождения интернациональной моды на фотографические фестивали. Фестивали возникали тогда на волне признания новых зрелищных и информационных возможностей старой техники. С тех пор они многое сделали для развития фотографии, способствовали привлечению к ней внимания самой широкой публики, меценатов и чиновников по всему миру... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|