N°225
05 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  05.12.2002
История алхимика в стеклах
В Петербурге открылась выставка витражей

версия для печати
В Большой церкви Зимнего дворца Эрмитаж показывает хранящиеся в его собрании западноевропейские витражи и проектные рисунки к ним XV--XVII веков. Экспозиция удалась. Во-первых, витраж -- вид искусства, нам малознакомый. Во-вторых, сказочно красивый. В-третьих, с производством и хранением цветных стеклышек связано множество таинственных историй. Не будем забывать: время расцвета витража -- готика, а время возрождения -- романтизм.

В России искусство витража стало модным именно в период романтизма, точнее даже бидермайра, в эпоху царствования Николая I. Сам император был большим поклонником витражей, украшал ими свои дворцы, дома и усадьбы (например, Коттедж в Александрии Петергофа). Огромная коллекция хрупких, горящих при дневном свете стеклянных картин была отправлена Николаем в Арсенал -- затерянное в чаще Александровского парка Царского Села неоготическое здание. Она-то и явилась основой нынешней выставки. Другой сокровищницей витражей в Петербурге стало собрание Училища технического рисования барона Штиглица. Из нее в Эрмитаж попали шедевры XV--XVII веков, в частности «Знаменосец из Левенталя», исполненный по картону Ганса Гольбейна-младшего.

Увы, мы сегодня не сможем видеть витражи так, как их видел Николай I. Ведь в его Арсенале витражи были вставлены в оконные рамы. Эта традиция была вдохновлена Швейцарией -- страной, где производство витража стало такой же индустрией, что и производство стекла в Мурано. В горной стране цветные стекла украшали не только храмы. При строительстве частных домов было принято вставлять в окна стекла с гербами соседей-горожан, что свидетельствовало о социальном статусе хозяина. Этот обычай достиг расцвета в XVII веке, когда благодаря десяткам мастеров свинцовые перемычки между стеклами стали настолько сложны, что получающийся в результате дополнительный рисунок своей затейливостью предвосхитил открытия эпохи модерн.

В XVIII веке мода прошла, и те же самые люди, которые совсем недавно платили огромные деньги за цветные стекла, либо меняли их на прозрачные, либо просто уничтожали. Тогда девяносто пять процентов европейских витражей исчезло. Примерно такая же участь, хотя и не за столь короткое время, постигла и рисунки к ним. К счастью, некоторые листы великих художников с эскизами витражей не ассоциировали и покупали просто как хорошую графику; так в Эрмитаж попал шедевр Альбрехта Дюрера -- рисунок для витража собора в Нюрнберге.

Самым интригующим экспонатом выставки может считаться подготовительный рисунок Кристофа Мурера (1558--1614) к витражу «Леонард Турнайзер, отправляющийся в странствие», находящему в Базельском художественном музее. Можно порадоваться тому редкому случаю, когда сохранились и рисунок, и сам витраж, и «готическая» история в придачу. Композиция была заказана Муреру алхимиком преклонных лет по имени Турнайзер, который в свое время был вынужден покинуть родной город из-за того, что расплатился с ростовщиком алхимическим золотом. Он странствовал много лет, побывал в Константинополе, Египте и многих других странах и добрался даже до России, где некоторое время жил при дворе Ивана Грозного. Все эти годы Турнайзер занимался врачеванием, издательской деятельностью, конечно, магией и бог знает чем еще, пока фортуна не стала к нему благосклонной. В Берлине он спас тонущую в реке дочь маркграфа и вылечил ее. Скитальца сделали лекарем владетельной персоны, и он достиг благополучия. Но не найдя полного счастья на чужой земле, честолюбивый базелец отправился на родину, где женился, построил дом и, в соответствии с традицией, заказал художнику, а именно Муреру, рисунки для витражей. Довольный своей судьбой, Турнайзер решил увековечить в назидание потомкам историю своей жизни. Однако не получив согласия сограждан на установку в свои витражи их гербов, доктор отважился поместить в своем доме гербы Папы Римского и других высокопоставленных персон. На эрмитажном рисунке места для гербов пусты. Амбиции Турнайзера стали известны только после сравнения рисунка с самим витражом. Из архивов известно, что наглость заказчика, разумеется, привела к скандалу. Добропорядочные граждане затеяли судебный процесс, конечной целью которого было лишить хвастливого алхимика его имущества. Он продолжался до конца дней незадачливого Турнайзера. И теперь о странной истории алхимика напоминает рисунок из эрмитажной коллекции.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.12.2002
Сегодня в Москве начинается Неделя немецкого кино
Из всех недель и фестивалей национального кино, которые обрушились на Москву в ноябре-декабре этого года, немецкая неделя, пожалуй, оказалась самой представительной. В немецком кино действительно вот уже лет пять происходит что-то интересное. Опыт раздвоенного сознания, навязанный историей немецкой нации, не мог не оказать стимулирующего воздействия на кинематограф... >>
  • //  05.12.2002
В Петербурге открылась выставка витражей
В Большой церкви Зимнего дворца Эрмитаж показывает хранящиеся в его собрании западноевропейские витражи и проектные рисунки к ним XV--XVII веков. Экспозиция удалась. Во-первых, витраж -- вид искусства, нам малознакомый. Во-вторых, сказочно красивый. В-третьих, с производством и хранением цветных стеклышек связано множество таинственных историй. Не будем забывать: время расцвета витража -- готика, а время возрождения -- романтизм... >>
  • //  05.12.2002
Балетмейстер Алла Сигалова показала премьеру «Черных и красных танцев»
Только у Сигаловой это может получиться. Маленькая брюнетка, двигающаяся хищно и азартно, может выйти на пустую черную сцену в черном же костюме; напялить сверху плюшевую зеленую накидку, выдав второй танцовщице -- Эгле Шпокайте -- накидку красную; выстроить весь спектакль на чрезвычайных изгибах рук, аффектированно распяленных ладонях; взять в качестве музыкального сопровождения захватанное всеми танго и священное после Бежара равелевское «Болеро» -- и ни разу не показаться пошлой. Стилизовать и придумывать танго-страсти начала ХХ века, выкликая их в истонченных па; по-свойски беседовать в хореографии с Фокиным и Якобсоном -- и не отправиться в рамку гримированных самозванцев «Каравана историй», непринужденно обозначая свою собственную -- и только свою -- территорию танца. В общем, у Сигаловой премьера... >>
  • //  05.12.2002
Александр Сокуров готов выйти из Европейской киноакадемии
7 февраля в Риме будут объявлены новые лауреаты Европейской кинопремии. Это в целом безусловно приятное событие омрачено конфликтом между Александром Сокуровым, чей фильм «Русский ковчег» номинирован дважды - в категориях «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа», - и руководством киноакадемии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика