N°225
05 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  05.12.2002
Два цвета -- две страсти
Балетмейстер Алла Сигалова показала премьеру «Черных и красных танцев»

версия для печати
Только у Сигаловой это может получиться. Маленькая брюнетка, двигающаяся хищно и азартно, может выйти на пустую черную сцену в черном же костюме; напялить сверху плюшевую зеленую накидку, выдав второй танцовщице -- Эгле Шпокайте -- накидку красную; выстроить весь спектакль на чрезвычайных изгибах рук, аффектированно распяленных ладонях; взять в качестве музыкального сопровождения захватанное всеми танго и священное после Бежара равелевское «Болеро» -- и ни разу не показаться пошлой. Стилизовать и придумывать танго-страсти начала ХХ века, выкликая их в истонченных па; по-свойски беседовать в хореографии с Фокиным и Якобсоном -- и не отправиться в рамку гримированных самозванцев «Каравана историй», непринужденно обозначая свою собственную -- и только свою -- территорию танца. В общем, у Сигаловой премьера.

«Черные и красные танцы» выходят под шапкой «Проектного театра «Ангар» (директорствует в этой только что возникшей антрепризе Анна Ямпольская-Козакова). Обозначенные в названии цвета обещают не оформление спектакля, а его суть: чередование страстей. Чтобы любовь -- а потом сразу ненависть. Или наоборот. Или одновременно.

Начинается все с танго. С мифа о танго, конечно же, в который так много придумала именно Алла Сигалова. Два маленьких балета на музыку Пьяццолы (в первом танцует сама Сигалова, Эгле Шпокайте и Алексей Овечкин, второй -- это дуэт Сигаловой с Игорем Пиворовичем) сливаются в один -- и в «Танго-сюите», и в «Арии» нет места животному эротизму танца матросов и шлюх, напротив: танго преподносится как искусство декадентское, рафинированное до полного исчезновения жизни. Руки выгибаются иероглифом и корежатся за спиной: изысканность дисгармонии, прелесть уродства.

На минуту закрывается занавес -- на сцену водружают прозрачную круглую конструкцию, подсвеченную изнутри. Круг медленно вращается. На нем -- Шпокайте и Овечкин; снова в черном. Под нарастание падающих звуков «Болеро» идет стремительный и жаркий дуэт. Все, чему было отказано в танго, здесь вернулось. Поднятая над партнером танцовщица сползает по нему, обвивает, обтекает его. Сигалова осознанно определяет своим артистам нелегкие условия существования: удержать равновесие на вращающемся круге и так непросто, а тут еще у каждого из них на одной ноге -- тяжкий, чуть ли не армейский ботинок, второй же ноге обуви не нашлось. Актеры проговаривают пылкую хореографию, со всеми этими обстоятельствами сражаясь, -- и возникает эффект прорастания страсти сквозь асфальт.

Во втором отделении о том же рычит сама Сигалова в тертеряновском «Дуэте №3» с Игорем Пиворовичем. Но наибольший успех достается ее последней одноактовке -- «Эскизам к закату» Леонида Десятникова, что шли под живую музыку -- изощренно развлекался ансамбль солистов под управлением Алексея Гориболя.

Когдатошняя выпускница Вагановского училища, Сигалова, воспользовавшись явными цитатами у Десятникова, проявила более четко то, что раньше чувствовалось, но не было выставлено напоказ, -- сохранившееся при полной независимости нрава почтение к великим предкам. Сама сгорбилась почти фокинским Петрушкой, замотала руками, стала виться вокруг самодостаточного дуэта Шпокайте и Овечкина, а под еврейскую мелодию вспомнила якобсоновский «Свадебный кортеж». И, как великие предки, продемонстрировала умение возрождать свой театр из пепла.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.12.2002
Сегодня в Москве начинается Неделя немецкого кино
Из всех недель и фестивалей национального кино, которые обрушились на Москву в ноябре-декабре этого года, немецкая неделя, пожалуй, оказалась самой представительной. В немецком кино действительно вот уже лет пять происходит что-то интересное. Опыт раздвоенного сознания, навязанный историей немецкой нации, не мог не оказать стимулирующего воздействия на кинематограф... >>
  • //  05.12.2002
В Петербурге открылась выставка витражей
В Большой церкви Зимнего дворца Эрмитаж показывает хранящиеся в его собрании западноевропейские витражи и проектные рисунки к ним XV--XVII веков. Экспозиция удалась. Во-первых, витраж -- вид искусства, нам малознакомый. Во-вторых, сказочно красивый. В-третьих, с производством и хранением цветных стеклышек связано множество таинственных историй. Не будем забывать: время расцвета витража -- готика, а время возрождения -- романтизм... >>
  • //  05.12.2002
Балетмейстер Алла Сигалова показала премьеру «Черных и красных танцев»
Только у Сигаловой это может получиться. Маленькая брюнетка, двигающаяся хищно и азартно, может выйти на пустую черную сцену в черном же костюме; напялить сверху плюшевую зеленую накидку, выдав второй танцовщице -- Эгле Шпокайте -- накидку красную; выстроить весь спектакль на чрезвычайных изгибах рук, аффектированно распяленных ладонях; взять в качестве музыкального сопровождения захватанное всеми танго и священное после Бежара равелевское «Болеро» -- и ни разу не показаться пошлой. Стилизовать и придумывать танго-страсти начала ХХ века, выкликая их в истонченных па; по-свойски беседовать в хореографии с Фокиным и Якобсоном -- и не отправиться в рамку гримированных самозванцев «Каравана историй», непринужденно обозначая свою собственную -- и только свою -- территорию танца. В общем, у Сигаловой премьера... >>
  • //  05.12.2002
Александр Сокуров готов выйти из Европейской киноакадемии
7 февраля в Риме будут объявлены новые лауреаты Европейской кинопремии. Это в целом безусловно приятное событие омрачено конфликтом между Александром Сокуровым, чей фильм «Русский ковчег» номинирован дважды - в категориях «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа», - и руководством киноакадемии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ