N°208
12 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  12.11.2002
Русская женщина Матисса
В Пушкинском музее открылась выставка «Лидия Делекторская -- Анри Матисс. Взгляд из Москвы»

версия для печати
В названии выставки скромное имя женщины -- модели и близкого друга Матисса -- неожиданно отодвинуло на второй план всемирно знаменитое имя великого художника. Именно она стала главным героем выставки. Что совершенно естественно и закономерно -- не только благодаря щедрым дарам Пушкинскому музею и верности утраченной родине, но и собственной загадочности и притягательности. У нее был особый талант в странной профессии, модной в кругах художественной богемы прошлого века, -- «юная русская эмигрантка, близкая великому художнику».

Образ Лидии Делекторской, ее нежное лицо, знакомое по работам Матисса, физически и эмоционально определяет буквально все на этой выставке. Делекторская дарила музею не только картины, рисунки, наброски, книги и эстампы. Чудесны мелочи быта, где неразделимы жизнь и творчество, -- все эти расписки и записочки. Замечательны неожиданно совпавшие с сегодняшней модой нарядные брошки и вышитые блузки, в которых Делекторская позировала художнику. На выставке много ее фотографий, в том числе сделанных самим Матиссом. На них она настоящая красавица немодного сегодня типа, слишком женственная и пластичная. Ясность черт и чистота образа -- вот то, что переносил Матисс в свои рисунки почти буквально. Ее лицо самим своим строением и внутренним свечением близко лаконичному стилю Матисса, с его гибкими легкими линиями и воздушным дыханием белых бумажных листов. Простота выставки -- строгой и легкой, без навязчивого дизайна и жестких акцентов -- точно соответствует образу Делекторской. Бытовые детали (вроде мячика, которым разминал руку стареющий маэстро, и его фотоаппарата) не перерастают в утомительные подробности, яркие листы знаменитого «Джаза» создают праздничное настроение. Им вторит нарядная театральность блузок и бижутерии. Музей преподносит нам образ своего дарителя высоким (не высокопарным) слогом, наивно и трогательно оберегая подробности личной жизни. В подлинно музейном -- романтическом высоком стиле. С этим образом приходится согласиться. Тем более что обстоятельства сотрудничества Лидии Делекторской с музеем совершенно необычны.

Она не была коллекционером в привычном смысле этого слова, под занавес жизни преподносящим коллекцию музею, в ожидании законной благодарности и увековечения имени на стенах залов. В послевоенные годы современное западное искусство было не слишком любимо и желанно в советской России, стране единственно верного художественного учения -- социалистического реализма, идиотического культурного оптимизма и жирных сталинских премий. Даже наоборот. Изгнанные из экспозиций, картины Матисса вместе с другими товарищами по несчастью -- шедеврами западного и российского авангарда -- ни на что хорошее рассчитывать не могли, выжить бы. Первый дар Делекторской пришелся на жестокий и ортодоксальный 1946 год. Потом времена менялись, постепенно смягчаясь. Работы Матисса вновь появились на стенах российских музеев, постепенно стали их гордостью. Но не хорошие времена или плохие, а скорее наивная вера в свою родину и редкое бескорыстие Делекторской побуждали ее раз за разом делать свои бесценные подарки. На протяжении четырех десятилетий она передавала Пушкинскому музею и Эрмитажу и то, что ей дарил Матисс, и то, что она у него покупала. Затем составляла тщательный комментарий к своим дарам -- восстанавливала историю и обстоятельства их создания, даже известные ей рекомендации художника по поводу обрамления рисунков. Став частью жизни Матисса, Лидия Делекторская воспринимала его творчество в объеме, не ограниченном музейными стенами. Детали и обстоятельства творчества казались ей не менее важными, чем его результаты. И сама она стала материальным воплощением этого воздуха творчества, его неотъемлемой частью.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.11.2002
«Ангелы» в голландском театре Introdans
Тридцать лет назад, когда Тон Виххерс основывал свой театр в Арнеме, его идеей было увлечь балетом малышню, объяснить ей, что это такое. Просветительский пафос не угас и после того, как труппа завоевала серьезную профессиональную репутацию и начала колесить по всему свету... >>
  • //  12.11.2002
Иностранный кинодесант в Москве
Ноябрь и декабрь в этом году -- настоящие праздники для московских киноманов. Иностранные посольства словно спохватились, что не освоили годовой культурный бюджет, и принялись устраивать в Москве кинонедели... >>
  • //  12.11.2002
Театральный фестиваль в Ханты-Мансийске
Имей фестиваль «Чайка» поддержку Министерства культуры или хотя бы московского правительства, его можно было бы называть «Московскими сезонами» в Сибири, по аналогии с русскими сезонами в Японии. Но «Чайку» проводят частные лица, и потому это событие не имеет статуса национального, который сегодня стремится получить едва ли не любой кружок при жэке. Однако две молодые женщины -- Елена Лапина и Екатерина Коновалова, которые придумали сначала театральную премию «Чайка», а спустя четыре года и фестиваль в Ханты-Мансийском автономном округе, -- легко обходятся без официальных титулов. Им и так удается собирать и привозить в Сибирь спектакли, попасть на которые мечтает (и не всегда может) завзятый московский театрал. В этом году, например, они пригласили «Игроков» Товарищества «814» Олега Меньшикова, «Академию смеха» Театра Пушкина (с Николаем Фоменко и Андреем Паниным), «Утиную охоту» МХАТа имени Чехова (с Константином Хабенским), «Лицедея» театра-студии Олега Табакова, спектакли «Обломоff» и «Пластилин» Центра драматургии и режиссуры и «Синьор Тодеро. Хозяин» театра «Сатирикон» (с Константином Райкиным)... >>
  • //  12.11.2002
В Пушкинском музее открылась выставка «Лидия Делекторская -- Анри Матисс. Взгляд из Москвы»
В названии выставки скромное имя женщины -- модели и близкого друга Матисса -- неожиданно отодвинуло на второй план всемирно знаменитое имя великого художника. Именно она стала главным героем выставки. Что совершенно естественно и закономерно -- не только благодаря щедрым дарам Пушкинскому музею и верности утраченной родине, но и собственной загадочности и притягательности. У нее был особый талант в странной профессии, модной в кругах художественной богемы прошлого века, -- «юная русская эмигрантка, близкая великому художнику»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика