N°208
12 ноября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  12.11.2002
Когда святые маршируют
«Ангелы» в голландском театре Introdans

версия для печати
Introdans развертывается как introduction to dans, «введение в танец». Голландский и английский языки смешиваются в названии, как танцовщики в труппе, вобравшей в себя выпускников многих классических школ -- от МАХУ до школы Парижской оперы. Тридцать лет назад, когда Тон Виххерс основывал свой театр в Арнеме (центр провинции Гельдерланд), его идеей было увлечь балетом малышню, объяснить ей, что это такое. Просветительский пафос не угас и после того, как труппа завоевала серьезную профессиональную репутацию и начала колесить по всему свету (в будущем году ее маршрут начнется с филиала Большого театра). Рядом с основным составом «Интроданса» существует труппа, дающая спектакли для детей, а для школьных учителей театр устраивает специальные лекции. Но учительское внимание к публике не означает снисхождения к ней, что доказывает последняя премьера «Интроданса».

Три одноактовки, собранные под общим названием «Ангелы», сделаны разными людьми на совсем разную и совсем не простую музыку. Эд Вебе сочинил «Мессию», вытащив интересные ему фрагменты из одноименной генделевской оратории. Нильс Кристи взял «Пять поэм» Вагнера на стихи Матильды Везендонк и так же назвал свой балет. Тон Виххерс в «Палимпсесте» обтесал монотонно чирикающую 55-минутную пьесу голландского минималиста Симеона тен Холта до приемлемого получасового размера. Но все три хореографа решили поговорить с публикой о вторжении высшей власти в частную жизнь, о роскоши, радости и неудобстве такого вторжения.

Эд Вебе выстроил свой балет на прямой оппозиции черного и белого, человеческого и неземного. Люди в черных трико и платьях ведут дуэты и трио. (Словарь -- неоклассический, не забыты ни вращения, ни прыжки, но интонация ровно убеждает в том, что ни то, ни другое трюком не является, акцент на них не ставится, они как галька, катящаяся внутри плавной волны.) Ангелы всего лишь маршируют за прозрачным задником, разбрасывая воздух огромными белыми юбками. Но любой фрагмент, выданный людям, более чем мимолетен -- он сменяется другим, столь же кратким. Появление персонажа в белом среди людей сулит не благость и умиление, но ригористскую требовательность, твердый жест приказа. Белый дух преследует танцовщицу, встает на ее пути, а при торжественном выходе на сцену всей белой гвардии люди вовсе исчезают в кулисе. При этом люди и ангелы равны в одном -- в подчинении дивной музыке, основавшей мир спектакля.

Ангел Нильса Кристи (в его балете он один) -- не судья и не палач, огненных мечей не предвидится. Медитативное существо в телесном трико выходит из-под приподнятого задника с массивными сфотографированными облаками лишь тогда, когда он крайне необходим: снять женщину со спины какого-нибудь измученного мужчины или вручить ее другому, еще свеженькому. Сочинение Кристи -- пожалуй, самый дерзкий балет в программе: его заливает ошарашивающая нежность, совершенно, казалось бы, невозможная в наш насмешливый век. Начинающиеся движения в людском дуэте интимны: ткнуться лицом в колени, приласкаться носом как эскимосы... Но ни одно из них не закончено, всегда чуть не доведено -- и намек оказывается сильней, чем возможная жирная краска.

Поставленное в финал сочинение худрука труппы Тона Виххерса «Палимпсест» -- не меньше, чем монолог Вседержителя, вершителя судеб. Ну а как иначе, собственно говоря? Виххерс (вместе с Рулом Воринтхолтом) ежегодно просматривает людей со всех концов Европы. Он зовет их на работу, приглядывается к разным школам, разным манерам танца и начинает обкатывать в репертуаре, шлифовать, стесывая потихоньку предрассудки национальных традиций, выписывая на старом материале новый текст. И сейчас, когда смотришь на его труппу, поражаешься стилистическому единству, возникшему из разнообразия. Потому этот получасовой бессюжетный балет и кажется исповедью сверху -- вот, что хочу, то и сделаю. Захочу -- будете мягкими, как тесто, а руки будут мотаться, как шерсть на прядильном станке. Захочу -- все вспомните, встанете в мечтательный аттитюд и большой пируэт скрутите как миленькие. А то вдруг зашагаете парочкой деревянных буратин, вызывая мелкий хохот в зале. И всегда, всегда все-все будете смотреться единым целым, моим творением, размеренным и блестящим.

Над своей труппой Виххерс работает уже тридцать лет, а вовсе не шесть дней. Ну так вы посмотрите на этот мир и посмотрите на эту труппу.
Анна ГОРДЕЕВА, Арнем--Москва

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.11.2002
«Ангелы» в голландском театре Introdans
Тридцать лет назад, когда Тон Виххерс основывал свой театр в Арнеме, его идеей было увлечь балетом малышню, объяснить ей, что это такое. Просветительский пафос не угас и после того, как труппа завоевала серьезную профессиональную репутацию и начала колесить по всему свету... >>
  • //  12.11.2002
Иностранный кинодесант в Москве
Ноябрь и декабрь в этом году -- настоящие праздники для московских киноманов. Иностранные посольства словно спохватились, что не освоили годовой культурный бюджет, и принялись устраивать в Москве кинонедели... >>
  • //  12.11.2002
Театральный фестиваль в Ханты-Мансийске
Имей фестиваль «Чайка» поддержку Министерства культуры или хотя бы московского правительства, его можно было бы называть «Московскими сезонами» в Сибири, по аналогии с русскими сезонами в Японии. Но «Чайку» проводят частные лица, и потому это событие не имеет статуса национального, который сегодня стремится получить едва ли не любой кружок при жэке. Однако две молодые женщины -- Елена Лапина и Екатерина Коновалова, которые придумали сначала театральную премию «Чайка», а спустя четыре года и фестиваль в Ханты-Мансийском автономном округе, -- легко обходятся без официальных титулов. Им и так удается собирать и привозить в Сибирь спектакли, попасть на которые мечтает (и не всегда может) завзятый московский театрал. В этом году, например, они пригласили «Игроков» Товарищества «814» Олега Меньшикова, «Академию смеха» Театра Пушкина (с Николаем Фоменко и Андреем Паниным), «Утиную охоту» МХАТа имени Чехова (с Константином Хабенским), «Лицедея» театра-студии Олега Табакова, спектакли «Обломоff» и «Пластилин» Центра драматургии и режиссуры и «Синьор Тодеро. Хозяин» театра «Сатирикон» (с Константином Райкиным)... >>
  • //  12.11.2002
В Пушкинском музее открылась выставка «Лидия Делекторская -- Анри Матисс. Взгляд из Москвы»
В названии выставки скромное имя женщины -- модели и близкого друга Матисса -- неожиданно отодвинуло на второй план всемирно знаменитое имя великого художника. Именно она стала главным героем выставки. Что совершенно естественно и закономерно -- не только благодаря щедрым дарам Пушкинскому музею и верности утраченной родине, но и собственной загадочности и притягательности. У нее был особый талант в странной профессии, модной в кругах художественной богемы прошлого века, -- «юная русская эмигрантка, близкая великому художнику»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика