N°176
25 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  25.09.2002
Изможденное искусство
Галерея «Новый Эрмитаж» ворошит прошлое

версия для печати
Директор галереи «Новый Эрмитаж» известный коллекционер Валерий Дудаков бросил вызов модным сегодня идеям Игоря Голомштока и Бориса Гройса о том, что соцреализм был «авангардом по-сталински». Вызовом стала выставка «Непокорные». Она включает работы мастеров русского искусства двадцатых--тридцатых годов XX века из 25 частных коллекций России. Эпиграфом ее можно было бы выбрать слова Павла Филонова, записанные в дневнике 1935 года: «Доживаю оставшееся. Я уже не ем кило или полкило хлеба в день -- иногда фунт хлеба я растягиваю на два дня». Эти слова записаны за два года до появления знаменитых «Колхозных праздников» Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, самодовольных, жирных и лицемерных. Своей выставкой Дудаков предупреждает об опасности глобальных концептуальных обобщений. «Не обобщайте, и не обобщены будете», -- будто повторяет он перефразированную одним известным остроумцем библейскую истину. Концептуальные игры, конечно, блестящи и изобретательны, но грешат тем, чем грешит всякая глобализация -- утратой внимания к частностям, к отдельным людям, судьбам -- всему маленькому, живому и теплому. Это право каждого -- пусть даже самого харизматического мастера -- оставаться частным человеком и защищает новая выставка. Валерий Дудаков объяснил мне, что «непокорные» -- не значит бунтари. Это просто «чужие». Те, кто позволял себе роскошь писать пейзажи тогда, когда требовались парады физкультурников, или библейские композиции вместо «двух вождей после дождей». Многие из них за это право заплатили жизнью. Со стен смотрят на нас полотна расстрелянного Андрея Древина, Михаила Соколова, арестованного по ложному доносу «коллеги» и вышедшего из заключения смертельно больным. Показанная живопись иногда тоже вводит в состояние болевого шока. Супрематизм сухой и колючий. Импрессионизм обесцвеченный. «Демонстрация в колхозе» Клавдия Зефирова превращается в гойевский паноптикум. Это искусство страдающее, изможденное. Даже Казимир Северинович Малевич, арестованный в 1927-м как германский шпион, представлен только одной супрематической работой. Две другие -- написанные в 30-е годы «Портрет матери» и «Портрет брата» -- совсем по-рембрандтовски кротки и смиренны. Они не о формотворчестве, а о любви. В собрание Дудакова эти портреты попали непосредственно из семьи Малевича, от дочери Уны Казимировны.

Директор «Нового Эрмитажа» надеется, что выставка «Непокорные» -- лишь первая часть большого проекта. И он о том, что «ворошить прошлое» не только можно, но и необходимо.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.09.2002
В «Мастерской П. Фоменко» состоялась премьера «Египетских ночей»
Свое новое «театральное сочинение» Петр Фоменко составил из отрывков неоконченных произведений Пушкина и фрагментов поэмы Брюсова «Египетские ночи». Получилась вполне складная пьеса с ясным сюжетом. В петербургском свете обсуждают «исторический анекдот» про Клеопатру, посулившую ночь любви тому, кто согласится заплатить за это жизнью. К поэту Чарскому является итальянец-импровизатор с просьбой помочь в устройстве концерта. Темой для модного развлечения становится Клеопатра. Итальянец сочиняет поэму о трех смельчаках, пожертвовавших жизнью ради утех с царицей. Гости, под впечатлением услышанного, вновь рассуждают о природе страстей... >>
  • //  25.09.2002
«Русский журнал» почтил себя еще одним памятником
«Русский журнал» как начал праздновать в июле свое пятилетие, так до сентября остановиться не смог. В честь «круглой» даты редакция выпустила сборник «лучших» материалов, появившихся под эгидой «РЖ» в 2001--2002 годах. Расшифровать название этой синей трехсотстраничной книжицы -- «Бег по кругу» -- не берусь (и не уверен, что это смогут коллеги из «РЖ»), но чем-то умудренно ироничным от него явно потягивает. Ирония (без которой давно уже никто словечка не скажет) -- дитя смысловой неопределенности, каковую в «РЖ» почитают не только собственной стратегией, но и доминантой эпохи. Иначе как объяснить, почему приуроченное к выходу «Бега по кругу» заседание «круглого стола» симпатизантов и критиков «РЖ» было посвящено сюжету «Печать «смутного времени»: неопределенность как культурный и политический канон». Материалы этой дискуссии любопытствующий читатель отыщет по понятному сетевому адресу -- www.russ.ru/krug/stol2002.html., а сам сборник обнаружит в претендующих на интеллектуализм книжных лавках... >>
  • //  25.09.2002
В Москве появился новый фестиваль
«Перфест» -- фестиваль танцевальных миниатюр, импровизации и перформанса -- начался субботним вечером в Центре имени Мейерхольда; продолжится он через неделю в клубе МуХА и культурном центре ДОМ. Мероприятие это не пафосное, а рабочее, как и название организации, проводящей фест: объединение театров танца «Цех». На клубные сцены выйдут люди, занимающиеся импровизацией и перформансом (в том числе обещано некое действо с участием зрителей)... >>
  • //  25.09.2002
Галерея «Новый Эрмитаж» ворошит прошлое
Директор галереи «Новый Эрмитаж» известный коллекционер Валерий Дудаков бросил вызов модным сегодня идеям Игоря Голомштока и Бориса Гройса о том, что соцреализм был «авангардом по-сталински». Вызовом стала выставка «Непокорные». Она включает работы мастеров русского искусства двадцатых--тридцатых годов XX века из 25 частных коллекций России. Эпиграфом ее можно было бы выбрать слова Павла Филонова, записанные в дневнике 1935 года: «Доживаю оставшееся. Я уже не ем кило или полкило хлеба в день -- иногда фунт хлеба я растягиваю на два дня». Эти слова записаны за два года до появления знаменитых «Колхозных праздников» Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, самодовольных, жирных и лицемерных. Своей выставкой Дудаков предупреждает об опасности глобальных концептуальных обобщений. «Не обобщайте, и не обобщены будете», -- будто повторяет он перефразированную одним известным остроумцем библейскую истину... >>
  • //  25.09.2002
Brainwashed -- так будет называться сольный студийный альбом экс-битла -- безусловно одно из самых ожидаемых музыкальных произведений нашего времени. Трепет любителей хорошей музыки в преддверии выхода новой пластинки Харрисона можно сравнить, наверное, только с «новобитловской» эпопеей -- Free As A Bird, Real Love и тремя частями «Антологии»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика