N°176
25 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  25.09.2002
Куклы доктора Пиндемонти
В «Мастерской П. Фоменко» состоялась премьера «Египетских ночей»

версия для печати
Свое новое «театральное сочинение» Петр Фоменко составил из отрывков неоконченных произведений Пушкина и фрагментов поэмы Брюсова «Египетские ночи». Получилась вполне складная пьеса с ясным сюжетом. В петербургском свете обсуждают «исторический анекдот» про Клеопатру, посулившую ночь любви тому, кто согласится заплатить за это жизнью. К поэту Чарскому является итальянец-импровизатор с просьбой помочь в устройстве концерта. Темой для модного развлечения становится Клеопатра. Итальянец сочиняет поэму о трех смельчаках, пожертвовавших жизнью ради утех с царицей. Гости, под впечатлением услышанного, вновь рассуждают о природе страстей.

Импровизация, как и было обещано. Вызов Клеопатры увлек «Мастерскую», продолжившую тему, брошенную Пушкиным и подхваченную Брюсовым. Вы, нынешние, ну-тка... Нынешние, как можно было предположить, к большим страстям не готовы... Но ведь и Пушкин почему-то тему бросил, не стал заканчивать переложение исторического анекдота на современные нравы, о чем персонажи спектакля кстати сообщают публике.

Спектакль «Мастерской П. Фоменко» -- новая игра мастера со своими артистами-учениками, технические и творческие возможности которых он хорошо изучил и счастливо использует.

Карэн Бадалов получил роль импровизатора, синьора Пиндемонти, художника, свободно творящего на любую заданную тему, и как будто alter ago режиссера. Это вдохновенный поэт с внешностью, полностью подходящей пушкинскому описанию: и черные глаза, и орлиный нос, и кудри, в беспорядке падающие на плечи. Плюс легчайшие движения, в прихотливом рисунке которых угадывается канатный плясун, ловкий жонглер человеческих душ. И сервильная угодливость итальянского артиста, заехавшего в Россию посшибать бабки... Рваные штаны, худые ноги, смесь благородства помыслов и унижения публичного ремесла. Для Бадалова Фоменко щедрой рукой выстраивает каскад сцен, в каждой из которых тот может демонстрировать то неглубокий, но обаятельный и взрывной темперамент, то лукавство и свойственный ему ироничный прищур умных глаз, то возможности тонкого, гибкого, хотя и угловатого тела, этаким чертом носящего хозяина по узкой и длинной сцене.

Под дирижерскими взмахами рук маэстро актеры «Мастерской», до того импровизировавшие с прозой и стихами Пушкина, переключаются на трескучие и пафосные стихи Брюсова. Простота Золотого века сменяется тяжеловесной причудливостью века Серебряного. А театральная шутка продолжается пародией.

Полина Кутепова играет в спектакле и Зинаиду Вольскую из пушкинской прозы, и Клеопатру из брюсовской поэмы. В роли Вольской она инфернально прикрыта черным шуршащим платьем, шепчет: «Поговорим о странностях любви, иного я не мыслю разговора, в те дни, когда...» и замолкает, задыхаясь. Превращаясь в Клеопатру, Кутепова освобождается от буфов и юбок и оказывается худеньким проказливым подростком, женщиной-девочкой, вприскочку носящейся по сцене. Своих любовников царица ублажает под полотнищем алого шелка, концы которого держат в руках другие участники спектакля. Храп римского воина Флавия -- героя первой ночи -- прерывает ее реплики, что уже окончательно отсылает зрителей к жанру театрального капустника.

Похоже, что провокация Пушкина, предложившего примерить египетские страсти к современным героям, для Петра Фоменко стала способом проверить состояние собственного театра. И оказалось, что приложить к себе всю эту гамму разнообразных чувств театр может только дурачась, облегчив себе их груз иронией.

Первая часть спектакля, пушкинская, состоящая из перемешанных стихов, прозы, эпиграмм, сделана тоньше и изящней, в ней больше воздуха, позволяющего зрителям добавить свои мысли к предложенным экзерсисам. Во второй, брюсовской, царит дух театрального розыгрыша. В руках артистов бутафорские атрибуты разных эпох: шлемы, щиты, маски, подсвечники, фаллосы -- и закулисная костюмерная, в которой вещи охотно обнаруживают свою невсамделишность, становится рифмой к несерьезности самой истории. Суть дела исчезла, оставив лишь формальную оболочку, виртуозность которой зависит от мастерства, но ничто не способно вдохнуть в нее подлинную силу чувств.

Последний спектакль «Мастерской», при всей обычной для этого театра живости и даже веселости, на самом деле довольно печален. Мифы мировой культуры превращаются сегодня в игрушку, мера затейливости которой зависит от вкуса, степени образования и начитанности их пользователей. И чуткий Петр Фоменко делает это темой для театрального представления.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.09.2002
В «Мастерской П. Фоменко» состоялась премьера «Египетских ночей»
Свое новое «театральное сочинение» Петр Фоменко составил из отрывков неоконченных произведений Пушкина и фрагментов поэмы Брюсова «Египетские ночи». Получилась вполне складная пьеса с ясным сюжетом. В петербургском свете обсуждают «исторический анекдот» про Клеопатру, посулившую ночь любви тому, кто согласится заплатить за это жизнью. К поэту Чарскому является итальянец-импровизатор с просьбой помочь в устройстве концерта. Темой для модного развлечения становится Клеопатра. Итальянец сочиняет поэму о трех смельчаках, пожертвовавших жизнью ради утех с царицей. Гости, под впечатлением услышанного, вновь рассуждают о природе страстей... >>
  • //  25.09.2002
«Русский журнал» почтил себя еще одним памятником
«Русский журнал» как начал праздновать в июле свое пятилетие, так до сентября остановиться не смог. В честь «круглой» даты редакция выпустила сборник «лучших» материалов, появившихся под эгидой «РЖ» в 2001--2002 годах. Расшифровать название этой синей трехсотстраничной книжицы -- «Бег по кругу» -- не берусь (и не уверен, что это смогут коллеги из «РЖ»), но чем-то умудренно ироничным от него явно потягивает. Ирония (без которой давно уже никто словечка не скажет) -- дитя смысловой неопределенности, каковую в «РЖ» почитают не только собственной стратегией, но и доминантой эпохи. Иначе как объяснить, почему приуроченное к выходу «Бега по кругу» заседание «круглого стола» симпатизантов и критиков «РЖ» было посвящено сюжету «Печать «смутного времени»: неопределенность как культурный и политический канон». Материалы этой дискуссии любопытствующий читатель отыщет по понятному сетевому адресу -- www.russ.ru/krug/stol2002.html., а сам сборник обнаружит в претендующих на интеллектуализм книжных лавках... >>
  • //  25.09.2002
В Москве появился новый фестиваль
«Перфест» -- фестиваль танцевальных миниатюр, импровизации и перформанса -- начался субботним вечером в Центре имени Мейерхольда; продолжится он через неделю в клубе МуХА и культурном центре ДОМ. Мероприятие это не пафосное, а рабочее, как и название организации, проводящей фест: объединение театров танца «Цех». На клубные сцены выйдут люди, занимающиеся импровизацией и перформансом (в том числе обещано некое действо с участием зрителей)... >>
  • //  25.09.2002
Галерея «Новый Эрмитаж» ворошит прошлое
Директор галереи «Новый Эрмитаж» известный коллекционер Валерий Дудаков бросил вызов модным сегодня идеям Игоря Голомштока и Бориса Гройса о том, что соцреализм был «авангардом по-сталински». Вызовом стала выставка «Непокорные». Она включает работы мастеров русского искусства двадцатых--тридцатых годов XX века из 25 частных коллекций России. Эпиграфом ее можно было бы выбрать слова Павла Филонова, записанные в дневнике 1935 года: «Доживаю оставшееся. Я уже не ем кило или полкило хлеба в день -- иногда фунт хлеба я растягиваю на два дня». Эти слова записаны за два года до появления знаменитых «Колхозных праздников» Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, самодовольных, жирных и лицемерных. Своей выставкой Дудаков предупреждает об опасности глобальных концептуальных обобщений. «Не обобщайте, и не обобщены будете», -- будто повторяет он перефразированную одним известным остроумцем библейскую истину... >>
  • //  25.09.2002
Brainwashed -- так будет называться сольный студийный альбом экс-битла -- безусловно одно из самых ожидаемых музыкальных произведений нашего времени. Трепет любителей хорошей музыки в преддверии выхода новой пластинки Харрисона можно сравнить, наверное, только с «новобитловской» эпопеей -- Free As A Bird, Real Love и тремя частями «Антологии»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика