N°153
23 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  23.08.2002
Солнечные ванны для седеющей свободы
Сегодня в саду «Эрмитаж» откроется джазовый фестиваль

версия для печати
Известный легкой атмосферой и праздничной тональностью джаз-фест в саду «Эрмитаж» в этом году будет проводиться в пятый раз. По случаю круглой даты среднее арифметическое всех участвующих в трехдневном фестивале джазовых манер и стилей обещает быть еще более искристым и парадным, чем обычно. Но это лишь один из «эрмитажных» юбилеев. Второй -- совсем уже величественный. Грядет первое октября -- официальный день рождения советского джаза. Восемьдесят лет назад литератор, музыкант и хореограф Валентин Парнах привез из Парижа нечто, называвшееся джазом. И надо полагать, что осенние торжества, посвященные этой слегка монструозной дате, будут так же одновременно строги и пышны, как респектабельная советская «постпарнаховская» джаз-эстетика. Зато на травке «Эрмитажа», где внушительные толпы искушенной или праздношатающейся публики обычно попивают пиво, сидят на земле, расслабленно улыбаются, беззлобно толкаются, о чем-то переговариваются, выгуливают детей, собак и постаревших джазовых педагогов, предварительное празднование могучего юбилея может выглядеть значительно милей.

В прошлом общий стиль джаз-феста почти ничем не отличался от тех, которые в течение года заполняют темноватые московские джаз-клубы. Обыкновенно здесь царит приятный публике мейнстрим с оттенками либо фешенебельной и мягкой этники, либо галантного академизма, либо мирной электроники. Аудитория, гуляючи, хорошо воспринимает и прогулочную музыку, и ненавязчиво звучащие эксперименты. Ей, расслабленной, ухоженной, как парковый газон, приятны и бесконечно знакомые лица, и скромный молодняк, и непременные заезжие гастролеры. Обычно какой-либо концептуальной стилевой программной выборкой здесь и не пахнет. Только пивом, уличным туалетом и розами. Но в этот раз в честь юбилея советской свободолюбивой музыки в программе появились признаки концепции.

Организаторы фестиваля «Московский джазовый ангажемент» Юрия Саульского и дирекция сада «Эрмитаж» (при участии комитета по культуре правительства Москвы) собрали практически всех главных героев торжествующего престарелого совджаза. Вышла совершенно замечательная конструкция: где еще теперь в одном месте за три дня услышишь оркестр-долгожитель первого советского джазмена Олега Лундстрема, оркестр второго советского джазмена Анатолия Кролла, легендарный ансамбль «Арсенал» третьего советского джазмена Алексея Козлова, биг-бенд четвертого советского джазмена Георгия Гараняна и квартет пятого советского джазмена (первого среди шоуменов) Давида Голощекина (оговоримся: расстановка по местам неофициальная, внутри пятерки музыканты могут и меняться, правда не посягая на пьедестал). В расписании юбилейного джаз-феста есть еще знаменитый своим интеллигентным стилем Игорь Бриль, икона постсоветского джаз-рынка Игорь Бутман, когда-то выпавший из когорты лидеров советской музыки легендарный трубач Андрей Товмасян, трубач и композитор Герман Лукьянов, не попавший в нашу первую пятерку почти случайно. В героической истории советского джаза он занимает строчку первого джазового интеллектуала, эстета и, можно сказать, радикала -- он меньше всех среди седеющих борцов за джазовые свободы был когда-либо склонен развлекать свою искушенную публику.

На фестивале будет отмечаться еще один юбилей -- Чарли Мингуса, о котором вспомнило молоденькое трио Владимира Нестеренко.

Все остальное, что украсит эрмитажный джаз, не будет апеллировать к датам и формальностям. Умиротворяющие этнические направления, которые так идут парковому формату, представлены испанским проектом Flamenсo Jazz и шведско-аргентинским микстом Густаво Бергалли Tango in Jazz (не без тем и атмосфер Астора Пиаццолы), последнее должно быть элегантно, томно и с инструментальным шиком мирового уровня.

Компактный, но не жидкий список гастролеров выглядит самым привлекательным в фестивальном расписании. Если не считать певицы Деборы Браун, хорошо известной местной публике (на пленэре она будет петь, как водится, в компании с биг-бендом Лундстрема), их имена звучат проникновенно и заманчиво. Кроме названных адептов «мировой музыки» в «Эмитаже» сыграет чикагский септет саксофониста Дэвида Бойкина (с великолепным Джимом Бейкером за фортепиано) и обладатель «Грэмми» саксофонист Гэри Бартц. Первый отвечает за аутентичный афроамериканский авангард, какой сюда мало кто привозил -- жгучий, жесткий и совсем не выспренний. Второй представительствует от имени целой эпохи американского модерн-джаза. Бартц появился на джазовой сцене в самом конце пятидесятых, в шестидесятые играл с Артом Блэйки, в семидесятые -- с Майлзом Дэвисом. Всю свою жизнь обожал Чарли Паркера («Паркер -- вот причина, по которой я вообще играю на альт-саксофоне!») и не меньше -- авангардистские сумасбродства Джона Колтрейна. Впрочем, сколько бы ни было в музыке Бартца шестидесятничества и семидесятничества, пик его карьеры пришелся уже на середину 90-х. Седовласый виртуоз, в девяностые упрямо верный своему прошлому, выступит перед «садовой» публикой вместе с трио пианиста Льва Кушнира -- в таком виде они однажды уже играли в Москве, но тогда все виртуозности от Бартца, тщательный аккомпанемент местного трио и шорох факсовой бумаги, на которой были отпечатаны ноты аккомпаниаторов, услышала только камерная аудитория «Ле клуба». Теперь рьяные импровизации Гэри Бартца и всех остальных участников программы станут достоянием публики, купившей билеты и прошедшей на фестивальную территорию. А заодно и всех, кто собирается проводить время за оградой -- здесь обычно чуть хуже видно, но зато так же хорошо слышно. У забора вообще неплохо: отдыхающих не меньше, с детьми, пивом и живностью -- никаких проблем и как-то даже психологически свободнее.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.08.2002
Такого кино вы еще не видели
В августе начинает свою реальную деятельность ОАО «Роскинопрокат» -- государственная организация, созданная для возрождения того, что было разрушено полтора десятилетия назад. На протяжении минувшего года чиновники Министерства культуры красиво говорили о том, как по России будет сформирована сеть комфортабельных многозальных кинотеатров с дешевыми билетами, где будут прокатываться -- и главное, окупаться в прокате! -- отечественные картины. Причем не поодиночке, в неравной борьбе с голливудскими блокбастерами, а большими «пакетами», сформированными все тем же «Роскинопрокатом» и призванными сделать наше кино привлекательным для дистрибьюторов. Если судить по первой картине из пакета фильмов ОАО «Роскинопрокат», представленной вчера журналистам, а через неделю выходящей на экраны, планам этим не суждено сбыться. Никогда. Потому что, как говаривал губернатор Лемке из «Бесов» Достоевского, глядя на подпаленный город, «пожар не здесь, пожар в умах»... >>
  • //  23.08.2002
Интерес публики к компакт-дискам заметно падает
На прошлой неделе завершилась очередная ежегодная ярмарка музыкальной индустрии Popkomm, вызвавшая неоднозначную реакцию СМИ. Одна из главных музыкальных ярмарок прошла в этом году в Кельне в 14-й раз. В этом году в «Попкомме» приняли участие около 780 музыкальных фирм из 32 стран мира, причем доля зарубежных участников составила 54 процента, а доля зарубежных посетителей -- 25 процентов. За время работы ярмарку посетили более 18 тысяч человек. Казалось бы, внушительные цифры. Однако, судя по реакции немецкоязычной прессы Германии, Австрии и Швейцарии, выставка если не провалилась, то получилась определенно хуже, чем раньше... >>
  • //  23.08.2002
Сегодня в саду «Эрмитаж» откроется джазовый фестиваль
Известный легкой атмосферой и праздничной тональностью джаз-фест в саду «Эрмитаж» в этом году будет проводиться в пятый раз. По случаю круглой даты среднее арифметическое всех участвующих в трехдневном фестивале джазовых манер и стилей обещает быть еще более искристым и парадным, чем обычно. Но это лишь один из «эрмитажных» юбилеев. Второй -- совсем уже величественный. Грядет первое октября -- официальный день рождения советского джаза. Восемьдесят лет назад литератор, музыкант и хореограф Валентин Парнах привез из Парижа нечто, называвшееся джазом. И надо полагать, что осенние торжества, посвященные этой слегка монструозной дате, будут так же одновременно строги и пышны, как респектабельная советская «постпарнаховская» джаз-эстетика. Зато на травке «Эрмитажа», где внушительные толпы искушенной или праздношатающейся публики обычно попивают пиво, сидят на земле, расслабленно улыбаются, беззлобно толкаются, о чем-то переговариваются, выгуливают детей, собак и постаревших джазовых педагогов, предварительное празднование могучего юбилея может выглядеть значительно милей... >>
  • //  23.08.2002
В «Лужниках» готовится новое нашествие
В ближайшее воскресенье, 25 августа, в «Лужниках» пройдет очередное событие из разряда «пиво плюс музыка» -- в рамках общероссийского фестиваля «Продвижение-2002», преследующего такую цель, как поиск и поддержка молодых талантливых музыкальных групп и исполнителей со всей России. Фестиваль «Продвижение» проходит второй год подряд. В этом году акция стартовала в Воронеже 18 мая, успешно прошла в Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Найденные за это время по сусекам по России коллективы и выступят в «Лужниках», на открытой площадке между Малой и Большой спортивными аренами (то есть слева от главного входа на стадион). Среди выступающих также ожидаются и довольно популярные люди: группы «Ляпис Трубецкой», «Конец фильма», «Тайм-аут», «Леприконсы», «Монгол шуудан», «Ва-банкъ», «СерьГа» и Дельфин... >>
  • //  23.08.2002
Подведены итоги международного фестиваля анимации «Крок»
Вчера в Москве состоялось торжественное закрытие IX Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок-2002». Восемь дней назад теплоход «Виссарион Белинский» отправился от речного вокзала Петербурга в недельное путешествие, во время которого многочисленные гости, участники и члены жюри смотрели бесчисленное количество мультфильмов, рекламных клипов и сериалов, свезенных на борт почти со всех частей света. Конкуренцию анимационным фильмам составили роскошные пейзажи, благо теплоход плыл по маршруту Петербург--Валаам--Свирьстрой--Петрозаводск--Вытегра--Горицы--Москва. В прежние годы «Крок» все больше путешествовал по Украине, так как фестиваль является плодом русско-украинской дружбы, с преобладанием Украины. Поэтому обычно он и длился дольше -- около двух недель. Сокращение сроков связано с возникшими на территории России сложностями технического характера, но они сказались и на интенсивности работы фестиваля... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика