Время новостей
     N°153, 23 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2002
Солнечные ванны для седеющей свободы
Сегодня в саду «Эрмитаж» откроется джазовый фестиваль
Известный легкой атмосферой и праздничной тональностью джаз-фест в саду «Эрмитаж» в этом году будет проводиться в пятый раз. По случаю круглой даты среднее арифметическое всех участвующих в трехдневном фестивале джазовых манер и стилей обещает быть еще более искристым и парадным, чем обычно. Но это лишь один из «эрмитажных» юбилеев. Второй -- совсем уже величественный. Грядет первое октября -- официальный день рождения советского джаза. Восемьдесят лет назад литератор, музыкант и хореограф Валентин Парнах привез из Парижа нечто, называвшееся джазом. И надо полагать, что осенние торжества, посвященные этой слегка монструозной дате, будут так же одновременно строги и пышны, как респектабельная советская «постпарнаховская» джаз-эстетика. Зато на травке «Эрмитажа», где внушительные толпы искушенной или праздношатающейся публики обычно попивают пиво, сидят на земле, расслабленно улыбаются, беззлобно толкаются, о чем-то переговариваются, выгуливают детей, собак и постаревших джазовых педагогов, предварительное празднование могучего юбилея может выглядеть значительно милей.

В прошлом общий стиль джаз-феста почти ничем не отличался от тех, которые в течение года заполняют темноватые московские джаз-клубы. Обыкновенно здесь царит приятный публике мейнстрим с оттенками либо фешенебельной и мягкой этники, либо галантного академизма, либо мирной электроники. Аудитория, гуляючи, хорошо воспринимает и прогулочную музыку, и ненавязчиво звучащие эксперименты. Ей, расслабленной, ухоженной, как парковый газон, приятны и бесконечно знакомые лица, и скромный молодняк, и непременные заезжие гастролеры. Обычно какой-либо концептуальной стилевой программной выборкой здесь и не пахнет. Только пивом, уличным туалетом и розами. Но в этот раз в честь юбилея советской свободолюбивой музыки в программе появились признаки концепции.

Организаторы фестиваля «Московский джазовый ангажемент» Юрия Саульского и дирекция сада «Эрмитаж» (при участии комитета по культуре правительства Москвы) собрали практически всех главных героев торжествующего престарелого совджаза. Вышла совершенно замечательная конструкция: где еще теперь в одном месте за три дня услышишь оркестр-долгожитель первого советского джазмена Олега Лундстрема, оркестр второго советского джазмена Анатолия Кролла, легендарный ансамбль «Арсенал» третьего советского джазмена Алексея Козлова, биг-бенд четвертого советского джазмена Георгия Гараняна и квартет пятого советского джазмена (первого среди шоуменов) Давида Голощекина (оговоримся: расстановка по местам неофициальная, внутри пятерки музыканты могут и меняться, правда не посягая на пьедестал). В расписании юбилейного джаз-феста есть еще знаменитый своим интеллигентным стилем Игорь Бриль, икона постсоветского джаз-рынка Игорь Бутман, когда-то выпавший из когорты лидеров советской музыки легендарный трубач Андрей Товмасян, трубач и композитор Герман Лукьянов, не попавший в нашу первую пятерку почти случайно. В героической истории советского джаза он занимает строчку первого джазового интеллектуала, эстета и, можно сказать, радикала -- он меньше всех среди седеющих борцов за джазовые свободы был когда-либо склонен развлекать свою искушенную публику.

На фестивале будет отмечаться еще один юбилей -- Чарли Мингуса, о котором вспомнило молоденькое трио Владимира Нестеренко.

Все остальное, что украсит эрмитажный джаз, не будет апеллировать к датам и формальностям. Умиротворяющие этнические направления, которые так идут парковому формату, представлены испанским проектом Flamenсo Jazz и шведско-аргентинским микстом Густаво Бергалли Tango in Jazz (не без тем и атмосфер Астора Пиаццолы), последнее должно быть элегантно, томно и с инструментальным шиком мирового уровня.

Компактный, но не жидкий список гастролеров выглядит самым привлекательным в фестивальном расписании. Если не считать певицы Деборы Браун, хорошо известной местной публике (на пленэре она будет петь, как водится, в компании с биг-бендом Лундстрема), их имена звучат проникновенно и заманчиво. Кроме названных адептов «мировой музыки» в «Эмитаже» сыграет чикагский септет саксофониста Дэвида Бойкина (с великолепным Джимом Бейкером за фортепиано) и обладатель «Грэмми» саксофонист Гэри Бартц. Первый отвечает за аутентичный афроамериканский авангард, какой сюда мало кто привозил -- жгучий, жесткий и совсем не выспренний. Второй представительствует от имени целой эпохи американского модерн-джаза. Бартц появился на джазовой сцене в самом конце пятидесятых, в шестидесятые играл с Артом Блэйки, в семидесятые -- с Майлзом Дэвисом. Всю свою жизнь обожал Чарли Паркера («Паркер -- вот причина, по которой я вообще играю на альт-саксофоне!») и не меньше -- авангардистские сумасбродства Джона Колтрейна. Впрочем, сколько бы ни было в музыке Бартца шестидесятничества и семидесятничества, пик его карьеры пришелся уже на середину 90-х. Седовласый виртуоз, в девяностые упрямо верный своему прошлому, выступит перед «садовой» публикой вместе с трио пианиста Льва Кушнира -- в таком виде они однажды уже играли в Москве, но тогда все виртуозности от Бартца, тщательный аккомпанемент местного трио и шорох факсовой бумаги, на которой были отпечатаны ноты аккомпаниаторов, услышала только камерная аудитория «Ле клуба». Теперь рьяные импровизации Гэри Бартца и всех остальных участников программы станут достоянием публики, купившей билеты и прошедшей на фестивальную территорию. А заодно и всех, кто собирается проводить время за оградой -- здесь обычно чуть хуже видно, но зато так же хорошо слышно. У забора вообще неплохо: отдыхающих не меньше, с детьми, пивом и живностью -- никаких проблем и как-то даже психологически свободнее.

Юлия БЕДЕРОВА