N°151
21 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.08.2002
Время сушить камни
До «Сикстинской мадонны» вода не дошла

версия для печати
Большинство всемирно известных памятников уцелели в европейских потопах прошедшей недели, но теперь нуждаются в особом внимании и дорогом ремонте -- таковы самые предварительные «культурные» итоги наводнения. Чудовищные фотографии уходящего под воду вместе с шедеврами Дрезденской галереи музея Цвингер и затопленной средневековой Праги заставляли ожидать самого худшего. В течение нескольких дней оставалась неизвестной судьба многочисленных памятников, музеев и театров, ушедших под воду в Чехии, Германии, Австрии, Словакии.

Теперь вода постепенно уходит и даже до подведения неутешительных итогов и подсчета многомиллионных убытков понятно, какой огромный ущерб нанесен одному из красивейших городов Европы -- Праге. И это несмотря на то, что к наводнению здесь готовились заранее, многое успели эвакуировать, а архитектурные памятники старались защитить. И все же средневековым зданиям, расположенным в низинах, пришлось нелегко. Некоторые дома опечатаны, и жителей в них не допускают до сих пор, опасаясь за прочность фундаментов. Считается, что исторический центр пострадал меньше. Главный ущерб нанесло ему не само наводнение, а потоки уходящей из города воды и поднявшиеся грунтовые воды. Повреждено несколько памятников. В их числе, по некоторым сведениям, и знаменитая синагога XIII века. Возможно, пострадали Барочные дворцы и сады района Мала Страна или Нижнего города, старинная рыночная площадь Старо Място, Еврейский квартал со старейшими в Европе синагогами и кладбищем. Были затоплены фундаменты Национального театра, стоящего на прибрежном нестабильном грунте. Но, кажется, все обошлось, и после того, как откачали воду, здание выглядит неплохо. Интересуются искусством и мародеры. В окрестностях Праги из виллы, жители которой были эвакуированы, украдены три произведения известного художника Альфонса Мухи.

В многострадальный Дрезден большая вода пришла неожиданно. Жемчужина немецкой культуры барочный Дрезден был почти полностью разрушен бомбардировками союзников в 1945-м и только недавно, после объединения Германии, сложная и очень дорогая реставрация его знаменитых зданий была завершена. Теперь многое придется начинать заново. Еще в прошлые выходные казалось, что все обойдется. Маленькие помпы старательно трудились, откачивая воду из подвалов Японского дворца XVIII века, а в музеи пускали туристов, которым было совершенно нечего делать в городе, постепенно превращавшемся в остров. Ситуация резко изменилась во вторник. Генеральный директор Дрезденских музеев Мартин Рот признал, что никто не ожидал такого высокого уровня воды, и действовать пришлось буквально в последнюю минуту. Богатейшие коллекции старых мастеров музея Цвингер спасали в течение двух дней, иногда стоя по колено в воде, сотрудники музея, солдаты и добровольцы. Хорошо известные в России как собрание Дрезденской галереи, «спасенные» советским правительством после окончания войны, а затем возвращенные в ГДР живописные шедевры, среди которых «Сикстинская мадонна» Рафаэля, в основном расположены на верхних этажах здания и непосредственной опасности не подвергались. Пока трудно сказать, насколько изменила вода тщательно соблюдаемый музейными работниками всего мира влажностный режим здания. Известно, что его серьезные изменения не лучшим образом отражаются на состоянии произведений искусства, привыкших к идеальным условиям хранения и перемещения. Если пострадавших и нуждающихся в помощи окажется много, то ликвидация последствий наводнения окажется для музеев делом долгим и сложным. Остается надеяться, что и древние памятники, и произведения старых мастеров пережили уже так много напастей, что выдержат и эту. После того как вода полностью затопила фундаменты здания и даже нижний этаж с реставрационными мастерскими, спасателям пришлось переместить почти восемь тысяч произведений искусства. Были полностью эвакуированы богатейшая оружейная коллекция и уникальное собрание мейсенского фарфора, только недавно открытое для публики во вновь отреставрированных галереях. Предварительный итог коротко подвел представитель музея Тильман Стокхаузен: «Произведения искусства в целости и сохранности, здание повреждено, состояние воды стабильное». «До сих пор нам удавалось спасать наши бесценные экспонаты собственными силами, -- заявил на прошедшей в понедельник в Дрездене пресс-конференции Мартин Рот. -- В будущем нам неизбежно потребуется помощь извне». Удивительно, что почти не пострадал один из символов города -- собор рядом с музеем, реставрацию которого закончили перед наводнением. Зато серьезный ущерб нанесен барочному зданию Земпер-оперы, расположенной рядом с музеем. Кроме того, повреждены сделанные по последнему слову техники сценические конструкции стоимостью 15 миллионов немецких марок. Вопреки худшим ожиданиям почти не пострадал Альбертинум. Со вчерашнего дня музей открыт для публики, но его экспозиция выглядит не совсем обычно. В галерее Новых мастеров и в Античном зале стоят, лежат, просто валяются тысячи скульптур, барельефов, фрагментов, эвакуированных из подвальных хранилищ. Всего сотрудники музея и их добровольные помощники перенесли наверх около 11 тысяч экспонатов. Это уникальное зрелище можно совершенно бесплатно видеть вплоть до следующего воскресенья.

Сотрудникам музея в Дассау, где располагался знаменитый Баухаус, также пришлось перенести коллекцию на верхние этажи.

Теперь вода двигается на Магдебург, угрожая старинному городу и его знаменитому кафедральному собору, и на один из красивейших городов Европы -- Будапешт. Неизвестна еще и судьба менее знаменитых, но и более многочисленных памятников, рассеянных в небольших городках затопленных Чехии и Австрии. К прямому культурному и материальному ущербу аналитики уже сейчас советуют прибавить убытки, которые понесет туристическая индустрия центра Европы.Опасность -- в эпидемии

Комментарий сотрудников Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря:

-- Масштаб бедствия оценить пока невозможно. Не забывайте, в Дрездене остались сухими картины из галереи, но оказались под водой уникальные архивы и библиотеки. Это катастрофа. Картины, иконы, тем более книги, пергаменты реагируют на изменения влажности, как гармонь. Когда сухо, они сжимаются. Вода выпаривается. Когда мокро -- расширяются, набухают водой. В итоге структура коробится, деформируется. То, что побывало в воде, срочно требует помощи «реаниматоров» -- бумагу нужно не только сушить, но и класть под пресс. Если намокла икона -- срочно требуется укреплять грунт, втягивать клей с помощью папиросной бумаги. Эта работа требует идеальных условий, постоянного температурно-влажностного режима. Боюсь, в данный момент обеспечить эти условия для многих областей Германии и Австрии невозможно.

Самая большая проблема возникнет тогда, когда о наводнении даже успеют немного забыть. Возникнет угроза эпидемии, почти такой же, как грипп среди людей. Любая древняя живопись имеет органическую основу. Если влажности много, через некоторое время заводятся паразиты: плесень, грибки. Они переносятся с больной картины на здоровую. Так что просушить подтопленные здания -- еще полдела. Главное потом -- провести тотальную дезинфекцию, предотвратить рецидив распространения всякой заразы.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ при участии Юрия ШПАКОВА, Берлин

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.08.2002
Предстает пушкинская Россия на страницах новой книги
Издание роскошного альбома «Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века» ждали долгие годы. В самом деле, в Историческом музее хранится великолепная коллекция «маленького портрета», украшавшего некогда кабинеты дворянских усадеб по всей России. Эта коллекция полностью никогда не была опубликована. Более полувека коллекцию хранила сотрудница музея, выдающийся знаток искусства XIX века, с тщанием и усердием восстанавливавшая утраченные биографии, возвратившая безымянным персонам на акварелях их знатные имена. Хранительницу звали Н.Н. Гончарова (почти полная тезка супруги Александра Сергеевича, не Наталья, правда, а Надежда Николаевна). Однако книга о дворянах пушкинской поры за подписью Гончаровой никак не выходила. Денег не было. Потом благодаря Внешторгбанку они нашлись. Но презентация книги прошла уже без Надежды Николаевны -- она скончалась за полгода до выхода издания... >>
  • //  21.08.2002
До «Сикстинской мадонны» вода не дошла
Большинство всемирно известных памятников уцелели в европейских потопах прошедшей недели, но теперь нуждаются в особом внимании и дорогом ремонте -- таковы самые предварительные «культурные» итоги наводнения. Чудовищные фотографии уходящего под воду вместе с шедеврами Дрезденской галереи музея Цвингер и затопленной средневековой Праги заставляли ожидать самого худшего. В течение нескольких дней оставалась неизвестной судьба многочисленных памятников, музеев и театров, ушедших под воду в Чехии, Германии, Австрии, Словакии... >>
  • //  21.08.2002
Художественный руководитель театра Вахтангова начал сезон с сенсационного заявления
Вчера 81-й сезон открыл Театр им. Вахтангова. Утром в зрительском фойе художественный руководитель театра Михаил Александрович Ульянов провел традиционный сбор труппы -- дежурное партикулярное мероприятие, на котором актерам обычно говорят комплименты и знакомят с теми премьерами, в которых они должны быть заняты... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика