N°149
19 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  19.08.2002
Без школ и рецептов
версия для печати
Фестиваль «Сакро-арт» в немецком Локкуме стал настоящим питомником современной русской оперы с тех пор, как в 1995-м там состоялась мировая премьера «Мученичества святого Апостола Павла» Николая Каретникова. С автором либретто очередной локкумской новинки -- «Слепой ласточки» Александра Щетинского -- и художественным руководителем всего проекта Алексеем ПАРИНЫМ перед отъездом в Германию встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Ольга РОМАНЦОВА.

-- Существует ли сейчас понятие русской оперной школы?

-- Нет. Вообще, я думаю, не стоит говорить о национальных оперных школах, хотя ясно, что американская опера несколько отличается от европейской. Сейчас правильнее говорить об отдельных творческих индивидуальностях. Сочинения Прокофьева так же непохожи на сочинения Шостаковича, как непохожи оперы англичан Майкла Типпета и Бенджамена Бриттена. Разница в их творческом письме настолько очевидна, что говорить о национальной оперной школе практически невозможно.

-- А к какой школе отнести «Слепую ласточку»?

-- Мне кажется, «Слепая ласточка» -- европейское сочинение в лучшем смысле этого слова. Ничего специфически русского в ней нет, хотя это опера о русской литературе. Но русские писатели XIX века так повлияли на европейскую литературу, что в определенном смысле уже относятся к ней.

-- Вы называете музыку Щетинского авангардной. Но исследователи считают, что эпоха музыкального авангарда закончилась в 60-х годах.

-- Все зависит от того, насколько серьезно и глубоко композитор использует достижения классического авангарда ХХ века. Щетинский прекрасно владеет ими, поэтому я и употребляю это слово. Конечно, классический авангард более жесток, радикален и последователен. Представители этого направления стремятся показать, что ХХ век -- век разъятый, дисгармоничный. Но начало XXI века заставило даже такого авангардиста, как Щетинский, искать духовную, гармоничную основу нашего существования. И это мне очень близко. При всей своей склонности к радикализму и авангарду я тоже не могу жить с ощущением, что мир растоптан, разъят на части и в нем нет единого целого. Я тоже его ищу, и в этом мое спасение.

-- Какой должна быть в наше время оперная режиссура?

-- По-моему, здесь, как и в любом другом искусстве, не может быть никаких рецептов. Все зависит от индивидуальности художника. Приведу в пример двух современных режиссеров. Один из них, Мартин Кушей, верит в потусторонний мир и считает, что мы действительно живем в эпоху апокалипсиса. Другой режиссер, Петр Конвичный, в некотором смысле позитивист, не верит в загробный мир и считает, что оперные постановки должны отражать наши современные мысли и чувства. Оба режиссера ставят потрясающие спектакли, потому что каждый из них обладает даром воплощать музыку в непредсказуемых, зримых образах. Конечно, есть и ремесленники. На Западе часто ставят оперы режиссеры, которые прекрасно владеют ремеслом и могут придумать убедительный спектакль, целостный от начала до конца, даже если в нем нет прорыва и открытия. У нас, к сожалению, практически нет оперных режиссеров, уверенно владеющих ремеслом. Чтобы их сосчитать, хватит пальцев одной руки. Все остальное находится за пределами профессионализма. Парадокс состоит в том, что у нас режиссеров музыкального театра воспитывают в московской и санкт-петербургской театральных академиях, а на Западе такой специальности просто нет. Молодые люди становятся ассистентами известных оперных мэтров, а потом из них получаются (или не получаются) оперные режиссеры.

-- Что будет со «Слепой ласточкой» дальше?

-- Это самый грустный вопрос. Мы покажем ее в Локкуме, в центральном нефе Большой церкви, для восьмисот человек. Что потом -- неизвестно. Денег на то, чтобы прокатывать проект в России, нет. Мне бы очень не хотелось, чтобы «Слепую ласточку» постигла судьба оперы «Н.Ф.Б.» Владимира Кобекина. В 1995 году ее поставили в Локкуме Кама Гинкас и художник Сергей Бархин. Мы еще свозили постановку в Людвигсбург и больше не смогли ничего сделать. Москва этого спектакля так и не увидела. Сейчас мы хорошо себя чувствовали в «Геликон-опере», которая нас приютила, с удовольствием репетировали и будем рады, если сможем прокатывать наш проект в фойе театра.
Беседовала Ольга РОМАНЦОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.08.2002
На «Улице О.Г.И.» открылась выставка Владислава Ефимова и Аристарха Чернышова «Нирвана»
Дуэт Владислав Ефимов -- Аристарх Чернышев относится к числу самых популярных и работоспособных «динамических пар» в современном искусстве. Недавно, например, они предложили поставить на родине Арнольда Шварценеггера памятник Терминатору (об этом в газете «Время новостей» уже сообщалось). При взгляде отсюда кажется, что это циничная соц-артовская шутка. Но земляки Шварценеггера рассматривают проект русских художников как весьма достойный способ воплотить немеркнущий образ великого «качка». Наряду с еще несколькими русскими мастерами современного искусства Ефимов--Чернышов умеют и любят работать с конъюнктурой. Правда, новая выставка дуэта под странным названием «Нирвана» не опровергает и не подтверждает это их умение... >>
  • //  19.08.2002
Завершился 10-й кинофестиваль «Окно в Европу»
В минувшую субботу были подведены итоги фестиваля российского кино в Выборге. Жюри под председательством Романа Балаяна распределило призы таким образом, что итоговый расклад напоминал работу над ошибками, выполненную старательным школьником. Выборгский кинофестиваль исправлял ошибки Московского международного... >>
  • //  19.08.2002
65 лет со дня рождения, 30 лет со дня гибели Александра Вампилова
О том, что Александр Вампилов был главным драматургом советской эпохи, еще 15 лет назад догадывались многие. И только сейчас об этом можно говорить громко и вслух. Становится стыдно думать иначе. Слава Вампилова, не доставшаяся ему при жизни, не торопится быстро искупить свою вину: еще очень долго он будет числиться в ряду «странных» и «неразгаданных» писателей... >>
  • //  19.08.2002
Фестиваль «Сакро-арт» в немецком Локкуме стал настоящим питомником современной русской оперы с тех пор, как в 1995-м там состоялась мировая премьера «Мученичества святого Апостола Павла» Николая Каретникова. С автором либретто очередной локкумской новинки -- «Слепой ласточки» Александра Щетинского -- и художественным руководителем всего проекта Алексеем ПАРИНЫМ перед отъездом в Германию встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Ольга РОМАНЦОВА... >>
  • //  19.08.2002
Накануне официальной премьеры в Германии оперу «Слепая ласточка» сыграли в Москве
На генеральную репетицию «Слепой ласточки» под крышей театра «Геликон» публика, истосковавшаяся по эстетическим впечатлениям, собиралась рьяно. Зная автора музыки (украинский композитор школы Эдисона Денисова Александр Щетинский), автора либретто (оперный знаток Алексей Парин), режиссера (Анатолий Ледуховский) и повод, по которому опера появилась на свет (она написана специально для фестиваля «Сакро-арт» в немецком городке Локкуме), многие рассчитывали на спектакль не только возвышенный и камерный, но и весьма непростой для восприятия. Он тем не менее оказался заметно более артистичным и демократичным, чем предполагалось. Несмотря на сложные слова в сопроводительном тексте (от «гипертекстуальности» до «свободной постсериальности»), течение постмодернистской оперы было фантазийным и временами почти что легким... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика