N°145
13 августа 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  13.08.2002
Дитя свободы и соц-арта
Государственному центру современного искусства исполнилось 10 лет

версия для печати
Обычно к таким датам принято произносить: «Боже мой, уже десять лет, кто бы мог подумать...» и так далее. Согласно традиции, следует поговорить и о недостаточном финансировании артпроектов. Действительно, на то, чтобы достойно представить Россию на Венецианском биеннале, у центра должных средств нет. Нет их и у Министерства культуры РФ -- другие приоритеты. Собственно, учрежденный приказом первого демократического министра культуры Евгения Сидорова от 11 августа 1992 года Государственный центр современного искусства является организацией хоть и мощной, но ограниченной рамками творческой лаборатории. В стенах этой лаборатории существуют свои, эксклюзивные способы возгонки современного искусства. Их продемонстрировала сопровождающая юбилей выставка из собрания ГЦСИ.

Сам праздник удался на славу. Вино лилось рекой, подкачали разве что фрукты -- подкисшие арбузы и дыни. Поздравить художественного руководителя и фактического основателя центра Леонида Бажанова, директора Михаила Миндлина и других работников собралось огромное количество гостей, среди которых были как предсказуемые почетные (Михаил Швыдкой), так и приятные сюрпризы. С приветственным словом выступил живой классик русского искусствоведения Игорь Голомшток. Его краткая речь, в которой он признался, что не ожидал от центра такой живучести, была встречена аплодисментами.

Действительно, десятилетием может похвастаться далеко не всякая художественная институция новой России. Корни ГЦСИ -- в клубе «Эрмитаж», организованном молодыми художниками образца 1986 года (Илья Пиганов, Владислав Ефимов) совместно с Леонидом Бажановым. Еще более далеким предком центра являются квартиры и кухни, в которых собирались московские неофициальные художники. Собственно, сила ГЦСИ -- в крепости старинных дружеских связей, существовавших внутри сообщества андеграундных мастеров. И действует центр все по тем же принятым еще в 70-е законам: связи с Западом, дружеская взаимопомощь. Не может быть здания более подходящего для ГЦСИ, чем бывший завод театральных декораций на Зоологической улице, где пространство организовано так, что центр больше напоминает амстердамский сквот, а не государственное учреждение. За помощью в ГЦСИ ходят либо те художники, чья известность началась в 70-е, либо те, кто осознает себя в контексте, предлагаемом центром.

На выставке, проходившей в мансарде ГЦСИ, знакомые все лица. Комар и Меламид с законсервированной свободой, Иван Чуйков, Михаил Рогинский, Леонид Соков, молодые художники, идущие вместе со старыми мастерами, слегка обновляя их эстетику и способ подачи. В коллекции ГЦСИ есть даже произведение классика концептуализма Джозефа Кошута, которое нельзя не назвать своеобразной охранной грамотой того направления в русском искусстве, которое вызвался защищать и продвигать центр.

Если все пойдет как задумано, в одном из подэстакадных пространств третьего транспортного кольца скоро откроют очередной музей современного искусства под кураторством ГЦСИ. Нас ждет еще одна версия, на этот раз версия людей, которые в начале 90-х казались победителями. Хотелось бы надеяться, что в распоряжении ГЦСИ окажутся достаточно компетентные люди, которые окинут отстраненным взглядом огромное количество кухонь, подвалов и чердаков неофицального искусства советского времени, и не будут нести в музей только то, что нашли на своей.

Сейчас, в десятилетие центра, стало очевидным, что государственная поддержка современного искусства не стала для него (искусства) панацеей от бедности и маргинальности. Имеется в виду, конечно, маргинальность внутри художественной ситуации в России. В мировом контексте художники ГЦСИ ориентируются на интернациональный стиль, демонстрируемый на Венецианском биеннале, Документе и прочих крупных фестивалях. Но если ГЦСИ и дальше продолжит политику закрытости, то его идеологическое влияние на современную художественную сцену будет совсем минимальным. Ибо сейчас в России наиболее перспективной деятельностью является не продвижение актуального искусства, а цивилизаторская деятельность в области салона. Центру же современного искусства в современном его виде суждено оставаться лабораторией средней мощности, которая обслуживает (и слава богу) художников определенного круга, решающих задачи, которые поставил еще соц-арт.
Валентин ДЬЯКОНОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.08.2002
Закончился двухдневный фестиваль «Нашествие»
«Нашествие» продолжает удерживать пальму первенства среди русских рок-фестивалей по количеству участников и зрителей. Первых в этом году было 48, вторых -- от 80 до 150 тысяч (разница в цифрах объясняется положением считавших: 80 тысяч насчитали в МВД, 150 -- в «Нашем радио»)... >>
  • //  13.08.2002
Государственному центру современного искусства исполнилось 10 лет
Обычно к таким датам принято произносить: «Боже мой, уже десять лет, кто бы мог подумать...» и так далее. Согласно традиции, следует поговорить и о недостаточном финансировании артпроектов. Действительно, на то, чтобы достойно представить Россию на Венецианском биеннале, у центра должных средств нет. Нет их и у Министерства культуры РФ -- другие приоритеты. Собственно, учрежденный приказом первого демократического министра культуры Евгения Сидорова от 11 августа 1992 года Государственный центр современного искусства является организацией хоть и мощной, но ограниченной рамками творческой лаборатории. В стенах этой лаборатории существуют свои, эксклюзивные способы возгонки современного искусства. Их продемонстрировала сопровождающая юбилей выставка из собрания ГЦСИ... >>
  • //  13.08.2002
В галерее «МуХА» экспериментируют со звуком и светом
Если на выставке о музыке в изобразительном искусстве представлены оригинальные оперные партитуры, антикварные арфы и репинские портреты композиторов «Могучей кучки», значит, этой выставке суждено украсить залы Третьяковской галереи или фойе Большого зала Консерватории и называться как-то высокопарно. Например, «Звук и образ», или «Созвучие культур». Если же перед вами мигает световой робот «Паша Цветомузыка» (имя небезызвестного криминального братка), рядом крутятся какие-то проволоки, тут же шипят заезженные диски -- расслабьтесь. Вы в альтернативном клубе «МуХА» на альтернативной выставке... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика